В среду Республика Беларусь (РБ) отмечала День независимости и одновременно 80-летие освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. В столице страны прошел военный парад, на котором выступил Александр Лукашенко и рассказал, что белорусы наконец превратились из народа в нацию. В этот же день он подписал закон об амнистии. И правозащитники утверждают, что некоторые противники власти уже начали выходить на свободу.
Военный парад, посвященный Дню независимости, прошел в среду в Минске. Александр Лукашенко в своем праздничном выступлении объяснил, почему этот день так важен. Напомнив, что ровно 80 лет назад, 3 июля 1944 года отгремели последние бои за Минск, он отметил: «В этой судьбоносной битве сошлись рекрутированные со всей Европы фашисты и воины великой многонациональной Красной армии. Лоб в лоб. Это была битва за свободу и будущее нашего народа, за свободу и будущее народов всего континента».
Затем президент провел параллели с текущими событиями. Лукашенко заявил: «Сегодня нас пытается «учить» весь Евросоюз во главе с Соединенными Штатами. Мы знаем истинные цели, знаем, кто стоит за каждой провокацией на государственной границе Беларуси, за каждой террористической угрозой мирному населению. Знаем, потому что работаем на упреждение. Мы как никогда бдительны. Мы выучили все уроки начала Великой Отечественной войны. И у нас только один учитель – наша история. История победителей».
Президент рассказал, выступая на военном параде, что после обострения обстановки на границе с Украиной, о котором заявляет белорусское Минобороны, в военкоматы обратились тысячи добровольцев, заявивших о готовности защищать родину. Но президент, высоко оценив этот патриотический порыв тем не менее заявил: «Не надо, трудитесь спокойно. Впереди у нас большие трудовые будни. А мы, люди в погонах, способны сегодня не просто защитить – предотвратить любую провокацию на государственных границах нашей страны».
Накануне вечером на торжественном собрании, посвященном Дню независимости, президент выдвинул важный идеологический тезис: «Я как-то говорил, обращаясь к нашим и не нашим журналистам: нам надо оставить все дебаты о том, были или не были белорусскими сменявшие здесь друг друга формы государственности. Это важно, но не столь значимо. Был народ. Народ, который стал нацией. Важно то, что происходит сейчас. Важен конечный результат».
Характерно, что чуть позднее эту идею подхватил замглавы администрации президента, отвечающий как раз за идеологическую работу, Владимир Перцов: «Пройдя через такие тяжелые испытания, народ превратился в нацию, он достоин и способен выстроить действительно процветающую, независимую, красивую, мирную и безопасную страну – Беларусь».
Эти установки говорят о том, что белорусская национальная идентичность и впредь, и даже в еще большей степени будет строиться на акцентировании Победы в Великой Отечественной. Теперь четко указано, что именно она позволила народу стать нацией. Ну, а окончательно она формируется именно сейчас под руководством Лукашенко.
Это довольно стройная и понятная концепция, в отличие от мало кого вдохновляющих апелляций к наследию Великого княжества Литовского, чем занимается оппозиция. Причем эти исторические изыскания пока только создают почву для раздоров с литовцами.
Впрочем, президент, сам ощущая себя в позиции победителя, заявил, что готов проявить милосердие по отношению даже к самым отъявленным своим противникам.
«Не удивляйтесь, если через несколько дней на свободу выйдут очень тяжелобольные (как о них пишут) наши, которые не успели сбежать и находятся в местах не столь отдаленных, которые ломали, крошили страну в 2020 году, – продолжил глава государства. – Это действительно тяжело больные, в основном с раковыми заболеваниями. Мы по-человечески подходим и относимся ко всем».
И утром 3 июля президент подписал закон «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Его немедленно начали анализировать оппозиционные ресурсы, которые поначалу с разочарованием отметили, что на те статьи, по которым главным образом осуждались оппозиционеры, амнистия не распространяется. Тем не менее уже ближе к вечеру появились сообщения, что некоторые противники действующей власти начали выходить на свободу.
СМИ пишут: «Речь идет не об освобождении тех, у кого истек срок, так как такую процедуру не проводят в выходные дни. Если у кого-то действительно заканчивается срок 3 июля, их уже освободили бы вчера. Похоже, что освобождение политзаключенных связано со вчерашним анонсом Александра Лукашенко».
Политолог Александр Класковский отмечает в соцсетях по поводу акцентов, которые делает в последнее время президент: «Александр Лукашенко уже думает о президентской кампании 2025 года. Похоже, он и его пропаганда будут налегать на образ мудрого хранителя, гаранта мирного неба над головой. Чтобы усилить впечатление, создать контраст, вождь и его окружение твердят о милитаристских планах врагов».
Но в то же время, аналитик отмечает, что оппозиции практически нечего противопоставить президенту. «Натужный оптимизм не прокатит. Констатировав, что против лома нет приема, на ситуацию в стране повлиять практически невозможно, и остаются только встречи на Западе с его глубокой озабоченностью – тоже так себе месседж», – признает эксперт.