Визит премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе на инаугурацию президента Ирана Масуда Пезешкиана обернулся скандалом. Оппозиция расценила его появление в Тегеране как очередной враждебный США и Евросоюзу жест. В ответ грузинский лидер заявил, что Тбилиси ждет, когда Вашингтон откажется от политики шантажа. Американцы ответили заморозкой 95 млн долл., предназначенных правительству «Грузинской мечты».
В Грузии 1 августа вступил в силу скандальный закон об иностранных агентах, однако появление Ираклия Кобахидзе на инаугурации Масуда Пезешкиана неожиданно затмило это знаковое событие. В Сеть выложили видео с церемонии, на которой грузинский премьер был запечатлен рядом с одним из лидеров ХАМАС Исмаилом Ханией. При этом толпа скандировала: «Смерть Израилю» и «Смерть Америке». На вопрос журналистов о том, почему премьера не смутила такая компания, он ответил, что Иран – важное государство, поэтому вместе с ним там были премьер-министры Армении и Азербайджана, представители Евросоюза и ООН. Правда, никто из них не сидел рядом с представителем ХАМАС.
Как бы там ни было, Кобахидзе уверен, что оппозиция раздувает скандал по заказу своих хозяев, не уточнив, о ком именно идет речь. При этом он подчеркнул, что Грузия полностью готова к перезагрузке отношений с США. «Как только будут предприняты встречные шаги, произойдет пересмотр грузино-американских отношений… Мы ожидаем справедливых, прагматичных и дружественных шагов. Что касается санкций, то именно такой тон контрпродуктивен, и это никак нельзя считать встречным шагом. Вместо шантажа у нас должен быть здоровый разговор для улучшения отношений, их перезагрузки», – сказал Кобахидзе.
Чуть позже эту же мысль попытался развить первый вице-спикер парламента Грузии Гия Вольский. Правда, он говорил уже в контексте отношений своей страны с КНР. «Мы должны убедить наших друзей в Америке, что наше сотрудничество с Китаем не означает альтернативы тому, что называется нашим внешнеполитическим курсом», – сказал политик. При этом он напомнил, что Поднебесную недавно посетили представители Канады, Швейцарии, Финляндии, Украины и других стран. По его словам, Тбилиси хочет соединить рынки Азии и Европы, а не развернуться с Запада на Восток.
Тем временем замглавы Госдепа США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил, что Вашингтон уже пересматривает свои отношения с Тбилиси в худшую сторону, так как считает, что правящая «Грузинская мечта» движется в обратном от НАТО и Евросоюза направлении. К примеру, американцы собираются отказаться от совместных военных учений с республикой, а также заморозили выделение ее правительству 95 млн долл.
«Правящей партии Грузии должно быть ясно, что есть путь назад – провести свободные и справедливые выборы, без насилия против гражданского общества. Создавая любую прозрачность, которую они хотят, даже приведя этот закон об иностранных агентах в соответствие с законодательством ЕС, а не российским законодательством. Не допускайте, чтобы Китай был разработчиком глубоководного порта в Анаклии. Это шаги, которые очень важны для Грузии», – отметил О’Брайен.
Больше всего грузинские власти расстроились из-за денег. «Народ наказывается только за то, что он укрепляет свой суверенитет», – заявил член «Грузинской мечты», председатель парламентского комитета по делам диаспоры и Кавказа Бека Одишария.
В свою очередь, лидер лояльной правящей партии «Силы народа» Гурам Мачарашвили заявил, что попытка Запада купить грузинских избирателей не увенчается успехом. «Через три месяца народ снова выберет мир и суверенитет, после этого США и Евросоюз будут вынуждены опять вернуться к дружественному языку, который использовался два-три года назад», – уверен Мачарашвили.
Тем временем опрошенные «НГ» эксперты не согласны с таким прогнозом. «Надеюсь, что «Грузинская мечта» сможет победить на парламентских выборах в октябре, но не верю, что после этого отношения между Вашингтоном и Тбилиси нормализуются. С того момента как экс-президент Грузии Михаил Саакашвили вернулся в страну, Запад оказывает на власти беспрецедентное давление. Какие бы ошибки ни допускала «Грузинская мечта», СМИ раздувают их до невиданных масштабов. В том числе это касается закона об иноагентах. Нет причин думать, что после поражения на выборах оппозиция успокоится», – считает политолог Петре Мамрадзе.
Глава центра Geocase Виктор Кипиани, напротив, ожидает, что парламентские выборы не выявят одного победителя, поэтому следующее правительство Грузии станет коалиционным. И уже оно будет договариваться с США, а не «Грузинская мечта».
Заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов предположил, что будущее грузино-американских отношений определит следующий президент США. «Многое будет зависеть от выборов, но не в Грузии, а в США. К примеру, если демократы сохранят власть в своих руках, на постсоветском пространстве можно не ждать серьезных перемен. Если же победят республиканцы, Вашингтон может изменить свою позицию по Украине, а следом за ней и по Грузии. В конце концов конфликт Тбилиси с Западом начался с того, что грузинские власти не захотели портить отношения с Россией, а не из-за особенностей их внутренней политики», – полагает Муханов.