Неформальная встреча глав внешнеполитических ведомств стран Евросоюза неожиданно ознаменовалась скандалом. Его причиной (или уж, во всяком случае, тем, кто взял за него ответственность) стал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Он настоял на переносе мероприятия из страны-председательницы (сейчас это Венгрия) в Брюссель и предложил ввести санкции против двух министров израильского правительства. И то и другое в практике ЕС – неслыханное дело. Но Боррель, осенью оставляющий свой пост, решил, что теперь может позволить себе громкие демарши.
«Потому что я так решил», – ответил он на вопрос журналистов, поинтересовавшихся, с чего вдруг министры собрались в столице Бельгии, а не в Будапеште. Дело в том, что неформальные встречи такого рода проводятся в стране – председательнице ЕС. С 1 июля ею является Венгрия. Это не прописанное в каком-либо документе правило, а традиция, которую тем не менее соблюдают. Сейчас же Боррель решил ею пренебречь, на что, в общем-то, имел право. Где вести переговоры министрам иностранных дел решает их формальный начальник по ЕС – глава европейской дипломатии. Это и растолковал Боррель журналистам и добавил, что переговоры «лучше провести в Брюсселе», потому что «иногда позиция, которую выражает правительство Венгрии, прямо противоречит общей внешней политике ЕС». Получилось, что перенос места переговоров – это такая форма наказания правительства венгерского премьер-министра Виктора Орбана.
А претензий к нему у руководства Евросоюза и лично Борреля накопилось достаточно. Вопреки некоторым оптимистическим прогнозам, начавшееся председательство Венгрии в ЕС их не только не сняло, но и увеличило. Будапешт, по прежнему там, где это возможно, тормозит оказание помощи Киеву. Более того, в начале июля Орбан совершил визиты в Россию и Китай, чем разозлил чиновников очень многих европейских стран. Последние претензии ЕС к венгерскому премьеру связаны с распространением на граждан РФ и Белоруссии действия программы «Национальная карта», предусматривающей предоставление венгерского вида на жительство, с правом свободного пересечения границ стран Шенгенской зоны, приглашенным неквалифицированным работникам. Другое дело, что свое недовольство Орбаном чиновники ЕС обычно не выражали так прямо и демонстративно. Но Борреля на посту главы европейской дипломатии скоро сменит эстонка Кая Каллас и он, видимо, считает, что стесняться уже нечего.
На встрече в Брюсселе присутствовала координатор ООН по гуманитарным вопросам Сигрид Кааг. Она говорила о положении в секторе Газа – точнее, о гуманитарном кризисе, который сложился там из-за боевых действий между Израилем и ХАМАС. Кааг и ее доклады, где акцентируется внимание на гибели палестинцев, израильские власти откровенно не любят. В ЕС, напротив, сейчас доминирует мнение, что ответ Израиля на нападение ХАМАС был чрезмерным и войну надо заканчивать компромиссом. Если же правительство Биньямина Нетаньяху компромисса не хочет, то, как считают в ряде европейских стран, на него не грех и надавить. По существу, именно это и предложил Боррель. По данным ряда СМИ, он выступил с идеей ввести санкции против двух израильских министров – союзников Нетаньяху из ультраправого лагеря: министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира и министра финансов Бецалеля Смотрича. Оба известны своими резкими антипалестинскими заявлениями. Смотрич, например, предлагает полностью запретить ввоз гуманитарной помощи в сектор Газа, пока все израильские заложники, захваченные ХАМАС во время нападения 7–8 октября 2023 года, не будут освобождены. Признаков того, что заявления ультраправых министров принимаются Нетаньяху как руководство к действию, нет. Несмотря на это, Смотрич и Бен-Гвир уже стали, что называется, притчей во языцех у сторонников Палестины. Их предлагают наказать, их имена неизменно фигурируют в исках, которые подаются против Израиля в международные судебные инстанции. Поэтому предложение Борреля может получить поддержку. Правда, решено это будет отнюдь не на неформальных встречах.