Партия «Гражданская платформа» (ГП) определилась с кандидатом в президенты страны на предстоящих в 2025 году выборах. Им станет мэр Варшавы Рафал Тшасковский, который убедительно одержал победу на внутрипартийных выборах над министром иностранных дел Радославом Сикорским. Главным противником Тшасковского, кандидатом от партии «Закон и справедливость» (ЗиС) будет историк Кароль Навроцкий, объявленный РФ в международный розыск. Ему благоволит лидер партии Ярослав Качиньский. Оба кандидата настроены на продолжение поддержки Украины, разница лишь в нюансах: Навроцкий настроен более антироссийски, чем Тшасковский.
Польские политики вовсю ведут подготовку к президентским выборам, намеченным на май 2025 года. Нынешний президент Польши Анджей Дуда слагает свои полномочия в августе. Так как на нынешнем посту он пребывает второй срок подряд, ему нельзя баллотироваться на новый срок. Государственное устройство Польши подпадает под определение парламентско-президентской республики. В стране влиятельны Сейм и премьер, но и у президента полномочия более велики, чем при парламентской республике. Поэтому ситуация, когда глава правительства и глава государства представляют разные политические силы, часто порождает конфликт между ними. Так происходит и сейчас. Парламентские выборы октября 2023 года выиграл блок «Гражданская коалиция», где тон задает ГП. Действующий премьер-министр Польши Дональд Туск является председателем этой партии. А Дуда – ставленник проигравшей ЗиС. По многим вопросам – от формирования бюджета до отношения к Украине – их точки зрения отличаются. К примеру, Туск – сторонник всемерной поддержки Киева и улаживания проблем, связанных с экспортом украинской сельскохозяйственной продукции в ЕС. А Дуда, как и ЗиС, полагает, что противостояние с Россией не должно затрагивать интересы польских фермеров. На майских выборах должно решиться, перейдет ли и пост президента под контроль соратников Туска.
В субботу, 23 ноября подведены итоги выборов кандидата от «Гражданской коалиции». Тшасковский, которого в 2020 году Дуда не без труда обошел на президентских выборах (понадобился второй тур, где победитель набрал всего лишь 51% голосов), изначально был фаворитом. Появление соперника оказалось до известной степени сюрпризом. Кандидаты достаточно сильно различались по позициям в отношении многих вопросов. Сикорский больше тяготел к консервативным взглядам, нежели глава Варшавы, пользующийся репутацией либерала и защитника всяческих меньшинств. А самое главное, он – в прошлом министр обороны, сделал в своей кампании акцент на вопросы безопасности. «Я думаю, что Рафал был хорошим кандидатом в 2020 году. Когда у власти была партия ЗиС, речь шла о борьбе за верховенство закона. Но сегодня ситуация изменилась», – сказал Сикорский, имея в виду, что из-за российско-украинского конфликта на первый план выходят вопросы обеспечения безопасности страны. Он настаивал, что в условиях, когда ЗиС постарается «найти польского Трампа», ГП тоже нужен сильный политик. Сикорский старался убедить однопартийцев, что прямо сейчас строится новая «архитектура безопасности» в мире и это важнее всех прочих проблем.
Однако Сикорский набрал 25,2% голосов. А 74,7% занес себе в актив Тшасковский. Те 22 тыс. поляков, которые проголосовали за него на внутрипартийных выборах, куда больше озабочены социальными вопросами, нежели внешнеполитической повесткой. Именно обещание сосредоточиться на делах, которые касаются польских избирателей, а не отношений Польши с другими странами, помогло ему победить.
В отличие от ГП партия ЗиС отказалась от внутрипартийных выборов, решив поступить менее демократичным путем. Там создали специальную комиссию во главе с Качиньским, которая в течение нескольких месяцев отбирала кандидатов. Итог этого отбора объявили в воскресенье, на съезде ЗиС в Кракове. Комитет партии избрал независимого, то есть беспартийного, кандидата. Им стал Навроцкий. У него, как считают в прессе, с самого начала отбора было куда больше шансов, чем у единственного оставшегося к воскресенью конкурента: экс-министра образования Пшемыслава Чарнека.
Навроцкий – уроженец Гданьска. Город пользуется репутацией оплота польских либералов. Однако Навроцкий – скорее консерватор. Бывший директор Музея Второй мировой войны, а также президент Института национальной памяти убежденный антикоммунист. Но и украинским националистам он не симпатизирует и настаивает на том, что жертвы Волынской резни должны быть перезахоронены, а обстоятельства их смерти – досконально изучены. Это обстоятельство, конечно, затруднит ему диалог с Украиной, однако сказать, что президент Навроцкий будет удобным для РФ, ни в коем случае нельзя. Он – сторонник углубления противостояния Москве, а не уступок ей.
Но сомнительно, что взаимоотношения с РФ будут определяющей темой в ходе майских выборов. Тут в польском обществе в целом есть консенсус, который никто не оспаривает. Иное дело — отношение с Брюсселем. Перед избирателями встанет мучительный для многих стран ЕС в последние годы выбор: поддерживать более национально ориентированного кандидата от партии «ЗиС» или выбрать курс на сближение позиций с руководством Европейского союза, а значит кандидата от «Гражданской платформы». Выбор осложняется как ставшим для Польши в последние годы актуальным вопросом приема беженцев, так и юридической реформой, учиненной Качиньским, которую в Брюсселе называют несовместимой с принципом независимости правосудия и соблюдения демократических принципов. И то и другое сильно поляризовало польское общество, побуждая избирателей руководствоваться в политике больше эмоциями, чем логикой.