Вице-премьер Владимир Семашко провел переговоры в Москве.
Фото с сайта www.government.by
В Москве прошли очередные российско-белорусские переговоры по вопросу цены на газ и оплаты газового долга. Диалог осложняется тем, что Москва предлагает реанимировать ранее заявленные приватизационные проекты.
Стороны не торопятся делиться информацией о ходе переговоров. На момент сдачи номера в печать итоги вчерашних обсуждений были неизвестны. О том, что они идут, журналисты узнали из своих источников. В частности, переговоры анонсировали РИА Новости, ссылаясь на представителя в Минэнерго Белоруссии. Собеседник агентства не стал распространяться о состоянии переговорного процесса. «Переговоры продолжаются. Стороны ведут диалог», – сказал источник. Во главе белорусской делегации – известный своими способностями вести тяжелые переговоры вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко.
Долг Белоруссии за газ из РФ, по данным российских источников, с начала года достиг 270 млн долл. Все полугодие, в течение которого Минск ежемесячно недоплачивает, идут переговоры. Белорусы считают, что цена должна быть ниже, поскольку энергоносители дешевеют на мировом рынке. К тому же и сама Россия снижает цену для некоторых своих потребителей. Например, для Армении. При этом не желает пойти на уступки Минску. Цена 1 тыс. куб. м газа для Белоруссии составляет 132,77 долл. В то время как в Минске считают справедливой цену в 73 долл. за 1 тыс. куб. м. К слову, Смоленская область платит за кубометр газа 72 долл. Главный аргумент Минска – Межправительственное соглашение, в котором записано, что для Белоруссии должны применяться равнодоходные цены (экспортная цена минус транспортировка).
По данным все тех же собственных источников, Белоруссия вроде согласилась погасить долг за предыдущий период, но настаивает на том, что цена транспортировки, которая заложена в общую стоимость газа (сейчас 90 долл.), должна снизиться до 65,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Цена куба при этом должна составить хотя бы 100 долл. Россия готова об этом говорить, но выдвигает встречное предложение – возобновить приватизационные проекты с участием МАЗа, «Гродно Азота» и других белорусских предприятий.
В российско-белорусских отношениях всегда много проблемных вопросов, и их решения связаны одно с другим. Так, газовый вопрос Россия увязала с нефтяным, сократив поставки нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам на 37%. По мнению многих экспертов, именно это и оказалось самым мощным аргументом. Доходы Минска от нефтепереработки и так снизились по причине падения мировых цен, а сокращения объемов переработки еще более катастрофичны для Белоруссии, переживающей серьезный и, как считают эксперты, затяжной экономический кризис. Эксперты оценивают потери Белоруссии примерно в 200 млн долл. в квартал, а это гораздо больше, чем сумма, которую Минск экономит на цене газа.
Такое избирательное отношение к потребителям (Армении снизили цену, а Белоруссии нет), игнорирование интеграционных аргументов дают основания экспертам искать в конфликте политический подтекст. Россия хочет немного пожурить ближайшую союзницу за много слишком смелых и самостоятельных заявлений и поступков. В первую очередь в военной сфере. От экспертов не ускользнуло и то, что белорусское руководство перестало называть НАТО монстром и пугать им местное население. Более того, глава МИДа Владимир Макей, а вслед за ним и его заместитель Елена Купчина высказались в том ключе, что НАТО не представляет угрозы для Белоруссии. Правда, тот факт, что газонефтяные конфликты не выносятся на уровень президентов, а варятся в правительстве и на предприятиях, по мнению экспертов, говорит о том, что Москва не желает заострять до предела отношения с едва ли не единственным союзником.
Более того, экономические эксперты прогнозируют, что Минску удастся сбить цену на газ. «Для снижения цен у белорусской стороны имеются аргументы. Во-первых, цена для Беларуси включает весьма высокие в долларовом выражении тарифы на доставку с Ямала в Беларусь по территории России, во-вторых, «Газпром» неоднократно снижал и снижает цены многим своим потребителям, включая потребителей стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз)», – отмечают эксперты Белорусского института стратегических исследований. Хотя за предыдущий период придется все же рассчитаться, полагают они.
Продвижение может быть и в приватизационных проектах. Экономические проблемы заставляют власти задумываться, не продать ли что-нибудь из фамильного серебра. В СМИ просочилась информация о том, что руководство главного государственного банка – Беларусбанка предлагает президенту продать часть акций инвестору, что позволит привлечь и капитал, и технологии.
Эксперты надеются, что печальный опыт «Мотовело», которое из всем известного предприятия превратилось в банкрота, заставит государство принять какие-то решения и в отношении других промышленных гигантов. Например, Минского атомобильного завода (МАЗа). «МАЗ – слишком маленькое предприятие, чтобы конкурировать с гигантами индустрии. Он не обладает ни доступом к дешевым финансам, ни передовыми технологиями, ни развитыми системами продаж. Лучшей судьбой для него будет скорейшая продажа за вменяемые деньги компетентной и крупной компании», – пишет по поводу ситуации белорусский экономист Александр Кнырович.
Минск