КАРТ-БЛАНШ. Завершилась эпоха Ислама Каримова

узбекистан, ислам каримов, ссср, экономика, политика, модернизация

Фото Reuters

Об уходе из жизни Ислама Каримова сегодня в Узбекистане (за редким исключением) скорбят все. Даже те, кто не был его сторонником. И этот тот самый случай, когда скорбят искренне. Своей жизнью и деятельностью Ислам Каримов заслужил уважение сторонников, друзей и врагов.

Необходимо признать, Узбекистану (РУ) очень повезло, что в переломное время – распад СССР – именно Ислам Каримов оказался у руля нового государства. В отличие от других лидеров бывших советских республик он не стал все крушить и не пустился в сомнительные эксперименты. «Не построив новый дом, не разрушай старого», – часто повторял Каримов в начале и середине 90-х годов. Переход от плановой экономики к рыночной в Узбекистане произошел постепенно, без оглушительных провалов и потерь. Страна сохранила прежнее производство и добавила новые отрасли экономики – автомобилестроение, нефтехимию, машиностроение, бытовую электронику, текстиль и др.

Все предложения приватизировать стратегические отрасли экономики и крупные предприятия, которые поступали в том числе и из России, Каримов твердо отклонял. В результате гигантские предприятия по производству золота, урана, металла, нефтепродуктов и прочего не были отданы на откуп олигархам, а работали и продолжают работать на благо всей страны. В то же время был открыт простор для развития малого и среднего бизнеса, приватизации мелких предприятий и сферы обслуживания.

К началу нулевых годов в Узбекистане была создана самодостаточная экономическая система. В деле привлечений иностранных инвестиций РУ является одним из лидеров СНГ. Ежегодные темпы роста ВВП составляют 6–7%.

Во внутренней политике Каримов проводил жесткую линию на подавление либеральной и религиозной оппозиции. За это в 90-е годы Узбекистан подвергался резкой критике поборников «демократии». Глядя на происходящее в России, Украине, Казахстане и Киргизии, многим хотелось такой же вольницы. События последующих лет остудили горячие головы. А точку в споре о путях и методах сохранения внутриполитической стабильности поставил мятеж в Андижане в мае 2005 года, который произошел почти сразу после тюльпановой революции в Киргизии.

В Центральной Азии Узбекистан является оплотом стабильности. Наряду с Россией Узбекистану принадлежит ведущая роль в прекращении гражданской войны в Таджикистане. Поддержка Ташкента позволила локализовать затяжную войну в Афганистане. Узбекистан встал на пути банд религиозных экстремистов, которые в 1999–2001 годах и затем в 2005-м пытались проникнуть в Ферганскую долину и закрепиться там.

Эксперты и политологи все время пытались определить, какой курс во внешней политике проводит Ислам Каримов: пророссийский или прозападный? И довольно часто в своих выводах ошибались. Каримов не был ни прозападным, ни пророссийским. Он был проузбекским политиком. Прагматик до мозга костей, Каримов всегда был готов принять идеи и предложения, которые были взаимовыгодны и перспективны, и отвергал те, что могли ограничить суверенитет страны или навредить ему.

Устойчивая экономика и стабильная обстановка внутри страны позволяли Каримову проводить независимую политику. Он не нуждался в кредитах МВФ и прочих международных финансовых структур. Не принимал советы «доброжелателей» о том, как лучше проводить реформы. Перед глазами был печальный пример Киргизии. Кстати, Ислам Каримов был одним из тех, кто в свое время не раз предупреждал Аскара Акаева об опасности увлечением монетаристскими идеями и играми в демократию.

Узбекская модель модернизации, проведенная Каримовым, безусловно, является успешной, особенно на фоне других постсоветских государств, например, Украины, стартовые условия которой в 1991 году были несоизмеримо лучшими.

Ислам Каримов принял Узбекистан в 1991 году с грузом многочисленных проблем, а оставил его динамично развивающимся, мирным и стабильным государством. Хотя в то время мало кто верил, что это возможно. Диспропорция в экономике (преобладание монокультуры – хлопка), разрыв экономических связей, демографический взрыв (ежегодный прирост населения на 300–500 тыс. человек) – и при этом хроническая нехватка плодородных земель. В конце 90-х годов добавилась экспансия исламистов, которые мечтали основать в Ферганской долине свой халифат.

Преодолевать трудности и находить решение проблем Исламу Каримову помогали личный опыт и знания, проницательный ум, выдержка, смелость и решительность в критической ситуации. Мудрость восточного правителя сочеталась в нем со здравым смыслом и чувством меры.

В некоторых западных СМИ уже появились высказывания о том, что сейчас самое время для демократизации Узбекистана. Сегодня наивных людей, способных подпасть под очарование таких сказок, немного. «Демократизация» Ливии, Ирака, Сирии, Египта, Украины не оставляет сомнений в том, что непродуманные политические эксперименты в Узбекистане опасны и могут закончиться катастрофой. Любое государство в течение непродолжительного времени можно вывести из состояния мира и покоя, если ее лидеры и политический класс проявляют алчность и близорукость, теряют ориентиры и способность отличать черное от белого.

Ислам Каримов оставил в наследство преемникам свой бесценный опыт политика мирового уровня. Пока он будет востребован, за стабильность в Узбекистане и в Центральной Азии в целом можно не опасаться.  

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *