Фото Paula Bronstein\Gettyimages.ru.
17 солдат и четыре боевика убиты. Таков результат нападения джихадистов на штаб индийской армии в Кашмире близ неофициальной границы с Пакистаном. Диверсия опять воспламенила атмосферу в Южной Азии. Министр внутренних дел Индии Раджнатх Сингх, собиравшийся отправиться в Россию и США, отменил поездку и приказал силам безопасности воспрепятствовать проникновению террористов из Пакистана. Возникает вопрос, не выльется ли этот инцидент в конфронтацию между двумя ядерными государствами. По мнению эксперта, США и Россия сделают все возможное, чтобы этого не произошло.
Кашмир разделен, но его жемчужина – долина с озером и прохладными ручьями, берущими начало в горах, принадлежит Индии. Легенда гласит, что в XVI веке умиравший император из династии Великих Моголов, задыхаясь в жаре индийского лета, приказал слугам поскорее довезти его до Кашмира. В наши дни индийский штат Джамму и Кашмир мог бы стать туристским краем всемирного значения, если бы не потрясающие его периодически мятежи или нападения террористов.
Вот и вчера четверо фидаинов – так в Пакистане называют боевиков, готовых умереть в бою, – пересекли линию контроля, или границу де-факто между Пакистаном и Индией, как ее называет агентство Reuters, проникли ночью на индийскую базу в городке Ури и убили несколько солдат. Всего погибло 17 военных – остальные спали в палатках и сгорели. Вертолеты вчера вывозили раненых из Ури. Их по меньшей мере 35. Бой продолжался несколько часов, все нападавшие убиты.
«Это явно террористическая атака, проведенная через границу. Пока мы не знаем, какая группировка боевиков это сделала», – признал представитель МВД Индии. Между тем министр внутренних дел Раджнатх Сингх отменил планировавшиеся поездки в Россию и США.
Проблема в том, что это нападение со стороны Пакистана произошло в тот момент, когда индийский Кашмир охвачен самыми серьезными за последние несколько лет выступлениями протестов. Толчком к ним послужило то, что 8 июля популярный предводитель мятежников-исламистов был убит индийскими солдатами. Начались демонстрации – в них участвовала молодежь. Подавляющая часть населения индийского Кашмира – мусульмане. Почти все индусы, раньше жившие в долине, уехали, спасаясь от террора.
Как передает агентство АР, власти ввели комендантский час, действующий почти круглые сутки. Но не все его соблюдают. Демонстранты метают в полицейских камни, те стреляют в ответ дробью. Было убито более 80 человек. В Сринагаре, летней столице штата Джамму и Кашмир, жители жалуются, что на улицу стало опасно выходить.
В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила, что «кашмирская проблема не решена, и это используется силами, которые хотят раскачать ситуацию. Границы нет, есть линия контроля, которую в горной местности всегда можно перейти. Это порождает соблазн для экстремистов прибегать к террору, то есть условия для трансграничного терроризма вполне подходящие.
Есть принципиальное различие между Индией и Пакистаном. Индия считает проблему в принципе решенной, но Пакистан незаконно оккупирует часть индийской территории и считает, что кашмирская проблема не решена. Требуется провести плебисцит под международным контролем. Это два диаметрально противоположных подхода».
Причем можно выявить закономерность. Премьер-министр Индии Нарендра Моди нанес визит в Пакистан, встречался с главой его правительства Навазом Шарифом. Потом они еще несколько раз встречались на международных форумах. Как только намечается хотя бы небольшой сдвиг в позитивную сторону, происходят террористические акции. Это явный ответ сил, которые не хотят стабилизации отношений. Эти силы в основном пакистанские. Боевиков прямо или косвенно поддерживает пакистанская разведка. На Кашмир оказывает воздействие и война в Афганистане.
«Но сколь бы ни обострялась обстановка в Кашмире, не стоит забывать, что Индия и Пакистан – ядерные государства. Я думаю, их ядерный статус – это фактор сдерживания, иначе это была бы катастрофа. До войны дело не дойдет. Есть и еще один фактор. СССР и США раньше соперничали в борьбе за влияние на Южную Азию. А сегодня Москва и Вашингтон при всех их противоречиях все сделают, чтобы две соседних страны не подходили к роковой черте», – заключила эксперт.