Представителям ОБСЕ предстоит контролировать ситуацию в трех зонах безопасности. Фото с сайта www.osce.org
В Минске подписано соглашение о разведении сил в трех точках вдоль линии разграничения сторон в Донбассе. Участники контактной группы по урегулированию заявляют об успехе, позволяющем надеяться, что перемирие сменится миром. Эксперты в этом сомневаются, поскольку цели и задачи сторон конфликта остаются противоположными. В Киеве считают, что сейчас все просто тянут время до ноябрьских президентских выборов в США.
Документ, подписанный вчера в Минске, обсуждался с начала лета. Наконец стороны договорились полностью прекратить огонь, отвести войска в глубь территорий, создать зоны безопасности в районе Петровского (Донецкая обл.), Золотого и Станицы Луганской (Луганская обл.). Во вторник после заседания подгруппы по вопросам безопасности стало известно, что проект решения полностью согласован.
Представители республик сказали журналистам, что позиция украинской делегации их удивила. «Мы увидели, так скажем, других представителей Украины, они были настроены на результат, чего длительный период мы не наблюдали. В результате на компромиссное предложение Украина ответила согласием после небольших уточнений», – рассказал представитель ДНР Денис Пушилин. Его коллега из ЛНР Владислав Дейнего подтвердил, что представители Киева пошли на некоторые уступки: «Такая долгожданная и одновременно неожиданная «сговорчивость» дает основания надеяться, что и в других рабочих группах, которые приступают к работе (в среду. – «НГ»), представители Украины покажут стремление к конструктиву».
Дейнего предположил, что влияние на Киев оказали европейские посредники, участвующие в «нормандском формате»: «Видимо, визит глав дипломатических ведомств Германии и Франции в Киев, несмотря на откровенно деструктивные заявления ряда официальных лиц Украины, все же не прошел даром».
Напомним, Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро призвали украинскую власть выполнять политическую часть Минских соглашений не после, а одновременно с решением вопросов, позволяющих обеспечить режим безопасности на востоке. Французский министр напомнил об особом статусе Донбасса и заявил о необходимости как можно скорее принять закон о выборах местных органов власти в районах, подконтрольных ДНР и ЛНР.
В Киеве эти предложения встретили в штыки. Научный директор фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, политолог Алексей Гарань напомнил, что в тот момент, когда Штайнмайер и Эро торопили украинскую сторону с выборами, в ЕС было принято решение не рекомендовать евродепутатам посещать Донбасс. «Потому что, видите ли, там стреляют. Получается, если речь идет о проведении выборов, европейцы не замечают, что в Донбассе стреляют, и считают ситуацию вполне безопасной. А если дело касается поездки в Донбасс евродепутатов, так ситуация признается небезопасной. Это что, два разных Донбасса или две разные оценки реальной ситуации?» – иронизирует эксперт.
Алексей Гарань считает, что не стоит преувеличивать значение документа, подписанного вчера. «Все, что делается для снижения напряженности, что ведет к уменьшению числа обстрелов и сохранению жизней, – хорошо и правильно. Но сколько раз уже объявлялось перемирие? Сколько было «режимов полной тишины»? И всякий раз благие намерения завершались очередным обострением ситуации», – сказал он.
Один из военных экспертов в Киеве обратил внимание на разницу между Минскими соглашениями и утвержденным вчера документом. «В феврале 2015 года лидеры «нормандской четверки» договорились к середине марта того же года полностью прекратить огонь в Донбассе и развести стороны конфликта (тяжелые вооружения, системы залпового огня). Предполагалось создать зону безопасности шириной не менее 50 км вдоль всей линии разграничения. После этого планировалось начать переговоры о модальностях проведения местных выборов в Донбассе. Что мы видим сейчас? О выборах в Минске говорят, но подвижек нет. А успехом считается договоренность об отводе войск и техники в трех пунктах, где будут созданы зоны безопасности по 4 кв. км каждая», – сказал собеседник «НГ».
Участники переговоров в Минске отмечают, что в дальнейшем будут утверждены и другие точки отвода войск – всего планируется создать 10–12 таких мини-зон безопасности. Параллельно республики предлагают приступить к решению политических и гуманитарных вопросов. Самым острым остается проблема обмена пленными по принципу «всех на всех». Киев заявляет, что готов к обмену без предварительных условий. В ДНР и ЛНР напоминают, что в Минских соглашениях 6-му пункту об обмене «всех на всех» предшествует 5-й пункт об амнистии всех защитников ДНР и ЛНР. Украинская сторона не признает взаимосвязь между этими пунктами. На этой неделе представитель ЛНР в рабочей подгруппе по гуманитарным вопросам в Минске Ольга Кобцева заявила, что обмен пленными срывается из-за позиции Киева, который не принимает политическое решение о «прекращении преследования по политическим мотивам, амнистии всех лиц, которые были причастны к событиям, произошедшим в Донбассе».
Члены украинской делегации в Минске ранее пояснили, что амнистия не может быть тотальной, решение будет приниматься отдельно по каждому гражданину, суд должен будет определить, совершал ли он тяжкие преступления или нет. При этом речь идет об украинских судах, которые будут созданы в Донбассе после того как Украина восстановит свою юрисдикцию в регионе.
В ДНР и ЛНР уверяют, что этого не будет никогда. Глава ЛНР Игорь Плотницкий на днях обнародовал по местному телевидению заявление, свидетельствующее о том, что Луганск и Донецк не собираются идти в подчинение Киеву. «Республика уже давным-давно состоялась», – сказал Плотницкий.
Само телевизионное обращение было посвящено тому, что в ЛНР и ДНР якобы готовились перевороты, которые удалось предотвратить. Злоумышленники, по словам Плотницкого, стремились «создать прецедент – якобы возмущения украинского народа (граждан на территории республики. – «НГ»). И под это все должна была зайти украинская армия». Глава ЛНР заверил, что заговор был вовремя раскрыт: «Мы работали на опережение. Мы все прекрасно знаем… Мы знаем и тех внутренних врагов, и тех, у которых есть покровители, возможно, даже в Российской Федерации». Плотницкий добавил, что из разговора с главой ДНР Александром Захарченко он узнал, что «у них тоже что-то подобное готовилось, поэтому они тоже сработали нормально».
ДНР и ЛНР готовятся к местным выборам, которые не согласованы с Киевом и не признаются украинской стороной. Республики, в свою очередь, не собираются признавать тот закон о выборах, который для них в одностороннем порядке может разработать Верховная рада.
Руководитель украинской военно-гражданской администрации в Донецкой области Павел Жебривский сказал в интервью «24 каналу», что, несмотря на заявления некоторых европейских политиков, Украина не предоставит Донбассу особый статус. Иначе это могло бы привести к распространению сепаратизма на юго-восток Украины. «Я считаю, что особый статус – то, что предлагает нам Россия, – недопустим для Украины».
Политолог Алексей Гарань считает, что сейчас все стороны тянут время, выжидая, кто станет новым президентом США: «В ноябре ситуация станет более определенной. Новый президент по-новому расставит акценты. Как именно – зависит от того, кто победит».
Киев