Юлия Тимошенко объявила войну повышению тарифов. Фото с сайта www.ba.org.ua
В рамках реорганизации «Нафтогаза» правительство создает два акционерных общества – «Украинская газотранспортная система» и «Украинские газовые хранилища». Все необходимые документы планировалось подготовить к началу октября. Но реформа может затянуться – до решения Стокгольмского арбитражного суда по встречным искам «Нафтогаза» и «Газпрома».
Рассмотрение дела в Стокгольме, как считают эксперты, может затянуться на несколько лет. Стороны спорят по поводу подписанного в 2009 году на 10 лет украинско-российского соглашения о поставках и транзите газа. Как известно, «Нафтогаз» обязался закупать определенные объемы, взяв на себя обязательство «бери или плати». У российской компании возникли финансовые претензии по поводу объемов покупки, украинская сторона эти претензии не признает. Возникает также вопрос об объемах транзита российского газа по украинской территории в Европу и о тарифах на транзит. Обе стороны заявили об исковых требованиях, исчисляющихся десятками миллиардов долларов.
К моменту подписания этого соглашения «Нафтогаз» считался убыточной компанией, с 2007 года обсуждались планы ее реорганизации. Вопрос актуализировался после присоединения Украины в 2009 году к Европейскому энергетическому сообществу. Тогда Киев обязался разделить «Нафтогаз» на отдельные компании по видам деятельности.
Команда Виктора Януковича, придя к власти в 2010 году, подтвердила преемственность политики. Бывший премьер-министр Николай Азаров осенью 2011 года заявил: «Нафтогаз Украины» как субъект хозяйствования прекратит свое существование. Будет ликвидационный период, и спустя определенное время, после соблюдения всех необходимых формальностей будут действовать на этом рынке совершенно другие, новые компании».
За последние пять лет анонсировались разные варианты разделения «Нафтогаза» на отдельные структуры по добыче, транспортировке, хранению, продаже газа. Но ни у одного состава правительства не доходили руки до реализации планов. Один из экспертов неофициально так пояснил «НГ» причину проволочек: «Газ – это политика. И бизнес политиков». По его словам, у западных партнеров и кредиторов Украины традиционно возникали претензии относительно теневой составляющей этого рынка. «Нафтогаз» не раз называли черной дырой украинской экономики. Сложная система взаиморасчетов, сочетающаяся с разными ценами на газ для разных категорий потребителей и с компенсациями государством разницы в цене, приводили к злоупотреблениям. «Нафтогаз» считался убыточным и требовал постоянной господдержки в виде отдельной расходной статьи госбюджета.
Поэтому Запад требовал разделить «Нафтогаз» и создать на его основе отдельные прозрачные компании. Кроме того, требовалось ввести в Украине единую рыночную цену на газ. Правительство Арсения Яценюка только приступило к поэтапному повышению тарифов, а правительство Владимира Гройсмана решило этот вопрос, объявив в мае, что все потребители в Украине – и население, и промышленные объекты – будут покупать газ по единой цене. Собеседник «НГ» отметил, что при этом цену повысили настолько, что примерно 75% населения вынуждены оформлять субсидии: «Это – тоже расходная статья в госбюджете. Возможно, денег на субсидии гражданам требуется меньше, чем на дотации газовщикам, но проблема-то остается».
В июле правительство утвердило план-график реорганизации «Нафтогаза». Решено было разделить структуру «Укртрансгаз» на две части – газопровод и подземные газовые хранилища. Компанию «Укргаздобыча», по словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, планировалось оставить в подчинении «Нафтогазу»: «Смысл в том, чтобы не разрывать связку добыча – продажа газа. Правда, не до конца понятно, почему продажей не могла бы заниматься добывающая компания, зачем в этой схеме нужен «Нафтогаз»?» Эксперт отметил, что споры вызвало и решение о разделении транспортировки и хранения газа, однако принятое решение придется выполнять.
В июле предполагалось, что пакеты документов будут подготовлены и поданы в правительство до 1 октября. Предполагалось закрепить 100% акций обеих ПАО в госсобственности. При этом в правительственном постановлении было сказано, что до 1 ноября с.г. нужно вместе с экспертами Секретариата Европейского энергетического сообщества разработать поправки в законодательство относительно «определения порядка и условий концессии имущества, которое используется для обеспечения транспортировки и хранения (закачки, отбора) природного газа и не подлежит приватизации». К июлю 2017 года планировалось учредить структуру корпоративного управления подземными газовыми хранилищами, а также определить наиболее эффективные модели использования хранилищ.
«Насколько мне известно, работа идет, документы готовятся. Но спешки особой нет», – сказал вчера «НГ» директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. По его словам, на ситуацию повлиял конфликт между руководством «Нафтогаза» и «Укргаздобычи». «Добывающая компания требует определенной свободы в кадровых и финансовых вопросах. Это – лицевая сторона противоречий. Изнаночная сторона сводится к политике: партнеры по правящей коалиции в Верховной раде («Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Яценюка) меряются силами».
Эксперты в Киеве утверждают, что в руководстве «Нафтогаза» остались «люди Яценюка», а руководство «Укргаздобычи» ориентировано на команду Порошенко. Споры могут привести как к скандалам вокруг «Нафтогаза», так и к досрочным парламентским выборам, отмечают они. Тем временем популярность набирает Юлия Тимошенко, которая сделала своим политическим коньком борьбу против повышения тарифов на газ для населения.
Киев