Нетаньяху настраивает Запад против Тегерана

нетаньяху, израиль, иран, ракетные испытание, ядерное оружие, санкции, терроризм, сша

Биньямин Нетаньяху рекомендовал Терезе Мэй ужесточить политику в отношении Ирана. Фото Reuters

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху начал дипломатическое турне с целью организовать антииранский фронт. После встречи с британской коллегой Терезой Мэй он отправится на переговоры по иранской тематике с главой правительства Австралии Малкольмом Тернбуллом и президентом США Дональдом Трампом.

«Что касается сферы дипломатии, я собираюсь подчеркнуть необходимость создания общего фронта против открытой агрессии, которую Иран демонстрирует в последнее время, – заявил о своих планах Нетаньяху. – Мы должны бороться с этим на постоянной основе, хотя пренебрежение Ираном основ международного порядка заслуживает отдельного внимания».

Первой остановкой антииранского турне израильского премьера стал Лондон. В ходе дискуссий с Мэй Нетаньяху призвал ее присоединиться к президенту Трампу, который на днях принял решение наложить на Иран дополнительные санкции. Новые ограничительные меры, как отмечается на сайте Министерства финансов США, были введены в рамках борьбы с терроризмом и в связи с нарушением Тегераном режима нераспространения.

Как писала «НГ» (см. номер от 03. 02. 17), ранее Иран провел испытания баллистической ракеты средней дальности. В Министерстве обороны страны дали понять: ракеты не были оснащены ядерными носителями и, как следствие, не выходят за рамки договоренностей ООН. Вашингтон с такими аргументами не согласился.

«Мы сталкиваемся с вызовами со стороны радикального Ислама, а особенно со стороны Ирана. Иран хочет уничтожить Израиль, он хочет завоевать Ближний Восток, он угрожает Западу и всему миру, – сказал Нетаньяху. – Поэтому я поддерживаю решение президента Трампа ввести санкции в отношении Ирана и полагаю, что другие страны должны последовать этому примеру».

Представитель Мэй заявила, что разделяет беспокойство Тель-Авива и Вашингтона по поводу проведенных Ираном ракетных испытаний. Вместе с тем на Даунинг-стрит отказались подписываться под какими-либо намерениями о введении против Ирана новых санкций.

Британская сторона занимает в отношении Ирана деликатную позицию. Ранее Мэй отмечала, что Иран оказывает «пагубное влияние» на ситуацию на Ближнем Востоке. Между тем она последовательно поддерживала выполнение ядерного соглашения, заключенного в 2015 году «шестеркой» международных посредников (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия) с Тегераном.

Политика Лондона по этому вопросу останется в нынешнем русле, считает научный сотрудник аналитического центра Chatham House, профессор Регентского Университета Йосси Мекельберг. «Действительно, Тереза Мэй сейчас пытается жонглировать сразу несколькими шарами, она в очень сложной позиции. После брекзита премьеру нужны выгодные торговые отношения как с ЕС, так и с США. Но в то же время Мэй пытается наладить взаимодействие с Ираном, это выгодно британскому бизнесу, – сказал «НГ» эксперт. – Думаю, вектор политики Британии останется прежним. Если только Тегеран в действительности не нарушит условия ядерного соглашения».

Как отметил в беседе с «НГ» научный сотрудник британского аналитического центра Henry Jackson Society Том Вилсон, по сути, Мэй придерживается той же позиции в отношении сделки по атому, что и многие республиканцы в США. С одной стороны, она знает, что соглашение противоречивое и относится к Тегерану с подозрением. Однако с другой, подчеркнул Вилсон, премьер понимает: участники соглашения должны держать свое слово, и все условия должны выполняться. «В итоге Мэй будет стараться выполнять условия сделки, при этом максимально жестко контролируя ход ее выполнения иранской стороной», – резюмировал аналитик. Отметим, что такой же позиции придерживается министр обороны США Джеймс Мэттис.

Трамп и Нетаньяху неоднократно заявляли о желании расторгнуть или пересмотреть ядерную сделку с Ираном. Недавние ракетные испытания стали еще одним поводом, чтобы сорвать соглашение, которое предполагает ограничение иранской ядерной программы в обмен на частичное снятие с Тегерана жестких экономических санкций.

«Многие в США критиковали Барака Обаму за слабую политику в отношении Ирана и сделки по атому, а также за то, что президент не дал жесткого ответа Тегерану, когда тот проявлял агрессию в отношении американских военных кораблей в Персидском заливе, — напомнил Вилсон. – Поэтому нет ничего удивительного, что Трамп стал действовать более жестко».

Вчера президент США назвал Исламскую республику «главным спонсором терроризма» в мире. Когда американского лидера спросили об ответных мерах на поведение Ирана, он ответил, что «не исключает ничего». В свою очередь, Тегеран объявил о намерении провести новые ракетные испытания, подчеркнув «готовность противостоять угрозам» Вашингтона.

Вместе с тем, по словам Мекельберга, Нетаньяху и Трампу не стоит увязывать агрессию Ирана в регионе с ядерной сделкой. «Это две абсолютно разные вещи. Да, можно критиковать действия Тегерана в Персидском заливе, его поддержку Хезболле и т.д. Но если Иран не нарушал условия ядерного соглашения, – а в пользу этого нет никаких фактов, — то соглашение должно выполняться обеими сторонами, — добавил аналитик. — А все эти разговоры о том, что иранцы могут создать ядерное оружие в кротчайшие сроки где-то у себя на кухне, мне в них верится с большим трудом».

Поэтому, хотя процесс имплементации соглашения и может стать жестче, расторгать его никто не будет, полагает Мекельберг. «Это хорошая сделка, и она позволяет не дать Ирану получить ядерное оружие. Если Иран не нарушает условия ядерного соглашения – а в пользу этого нет никаких прямых фактов, – то оно должно выполняться обеими сторонами, – пояснил он. – А во все эти разговоры о том, что иранцы могут создать ядерное оружие в кротчайшие сроки где-то у себя на кухне, верится с большим трудом». Эксперт также заметил, что вектор на взаимодействие с Тегераном поддерживают как Евросоюз, так и Россия и Китай.

Отметим, что в Москве нарушения Ираном резолюции ООН из-за запуска ракет не усмотрели. Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль отказывается считать Исламскую Республику террористическим государством. «Мы (Россия и Иран. – «НГ») взаимодействуем по целому ряду вопросов, дорожим нашими отношениями в торгово-экономической области и надеемся на их дальнейшее развитие», – цитирует Пескова Интерфакс.

Что касается ЕС, то для него иранская сделка – это возможность навести мосты с Ираном впервые с 1979 года, напомнил Мекельберг. «Там совсем не настроены разрывать сделку или накладывать на Тегеран новые санкции, тем более из-за его действий, не связанных напрямую с проблемой нераспространения ядерного оружия», – резюмирует эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *