КНР все равно продолжит осваивать «военный» и «гражданский» космос. Фото Reuters
Китай стал космической державой 47 лет назад, с тех пор его космическая программа развивается значительными темпами, по всем параметрам выйдя на третье место в мире после российской и американской. Но, похоже, у КНР есть амбиции стать абсолютным космическим лидером. Хотя на этом пути у китайцев на днях случилась очередная задержка.
Первый китайский искусственный спутник Земли (ИСЗ) DFH-1 был запущен 24 апреля 1970 года. А 15 октября 2003 года – первый китайский пилотируемый корабль «Шэньчжоу». У КНР имеется четыре космодрома, самый новый из них – Вэньчан на о. Хайнань. Поскольку этот космодром расположен максимально близко к экватору, отсюда предполагается запускать космические аппараты массой до 25 т. Выводить их в космос, в частности, должны наиболее тяжелые ракеты-носители «Чанчжэнь-5» (CZ-5), которые по показателю полезной нагрузки превосходят российский «Протон-М» и европейскую «Ариан-5». Стартовая масса CZ-5 превышает 800 т.
В основе серии ракет-носителей (РН) «Чанчжэнь» лежат боевые баллистические ракеты серии «Дунфэн» (DF). Первая РН «Чанчжэнь-1» (CZ-1) была сделана на базе МБР «Дунфэн-4». Именно она вывела на орбиту первый китайский ИСЗ. Основная китайская МБР «Дунфэн-5» стала прообразом ракет CZ-2, включая CZ-2F, которая выводит в космос пилотируемые корабли.
CZ-5 гораздо мощнее всех своих предшественниц, с ее помощью предполагается решать чрезвычайно амбициозные задачи. Уже в 2017–2018 годах эти РН должны обеспечить доставку на Землю лунного грунта, а на Луну – лунохода. В 2019 году CZ-5 должна вывести на орбиту базовый модуль китайской орбитальной станции, а в 2020 году – запустить аппарат к Марсу, который доставит туда марсоход. Правда, в настоящее время программа этой РН очень сильно отстает от графика. Изначально первый запуск CZ-5 предполагался в 2008 году, в реальности он состоялся лишь 3 ноября 2016 года. С помощью разгонного блока YZ-2 на орбиту был выведен экспериментальный ИСЗ «Шицзянь-17».
2 июля 2017 года эту миссию предполагалось повторить, однако запуск оказался неудачным. Нет особых сомнений в том, что в результате случившегося провала все указанные выше лунно-марсианские сроки «сдвинутся вправо». При этом, правда, нет особых сомнений и в том, что ни от каких космических программ Пекин не откажется, каких бы денег это ни стоило и какими бы катастрофами ни сопровождалось.
Можно напомнить, что предыдущая тяжелая РН CZ-3В 15 февраля 1996 года через 22 с после старта с космодрома Сичан упала на землю, погубив ИСЗ связи и убив шесть человек космодромного персонала. Но на дальнейшее развитие китайского космоса это не повлияло.
КНР уже имеет весь «джентльменский набор» ИСЗ (связи, навигационных, метеорологических, разведывательных). Произведено уже шесть пилотируемых полетов на кораблях серии «Шэньчжоу». В 2011 году была запущена первая китайская орбитальная станция «Тяньгун-1». С ней затем стыковались два китайских пилотируемых корабля. Впрочем, полноценной станцией «Тяньгун-1» не является, на ее борту может находиться не более двух человек, причем достаточно ограниченное время.
В октябре 2007-го Китай начал практическую реализацию лунной программы, запустив свой первый искусственный спутник Луны «Чанъэ-1». 14 декабря 2013 года на поверхность Луны сел китайский луноход «Юйту». К 2020 году Китай планирует создать свою первую орбитальную станцию у Луны, необходимую для доставки на нее человека.
Кроме того, разрабатывается программа исследований Марса. При этом в Китае совершенно серьезно планируют еще в ХХI веке создать на Марсе крупное поселение, которое должно стать «запасным Китаем» в случае каких-либо глобальных катаклизмов на Земле. Китайская цивилизация должна существовать вечно – что бы ни произошло!
В январе 2007 года в Китае было проведено испытание противоспутникового оружия. А в 2009-м в интервью газете НОАК командующий ВВС страны Сюй Цилян заявил, что китайским Вооруженным силам необходимо начать разработку наступательных и оборонительных операций в космосе, поскольку превосходство в космическом пространстве может дать стране «контроль над военными зонами на суше и на море».
Американская концепция сетецентрической войны и способность к массированному применению высокоточного оружия полностью «завязаны» на космос. Связь, навигация, наведение, разведка во всех диапазонах, метеообеспечение – через ИСЗ соответствующего назначения. Если эти ИСЗ будут выведены из строя, эффективность ВС США падает в разы, если не на порядки. Соответственно Китай будет развивать наземные и космические средства поражения, которые в случае войны могут «оглушить и ослепить» ВС США, лишить их возможности наносить удары по территории КНР высокоточным оружием с моря и воздуха и гарантировать себя от вмешательства США в процесс «воссоединения Китая», то есть захвата Тайваня.
Китай совмещает в себе советское бескомпромиссное упорство в достижении поставленных целей и сосредоточение сил на критически важных направлениях (в том числе самыми жесткими административными методами) с преимуществами западной рыночной экономики. Поэтому он будет «догонять и перегонять» США и Россию во всем, в том числе и в освоении космоса, «военного» и «гражданского». И за ценой во всех смыслах не постоит.