Дэвид Дэвис (слева) и Мишель Барнье рассчитывают достичь существенного прогресса в разрешении противоречий.
Фото Reuters
В Брюсселе стартовал новый раунд переговоров между Британией и ЕС, который продлится до четверга. Стороны обсудят два вопроса – права европейских и британских граждан после брекзита, а также финансовые обязательства Лондона перед ЕС по совместным проектам.
Министр по делам брекзита Дэвид Дэвис и главный представитель в переговорах о «разводе» Брюсселя и Лондона от Еврокомиссии Мишель Барнье встретились в «столице ЕС» в понедельник. Оба политика выразили надежду, что дискуссии пройдут в конструктивном ключе. «С нетерпением жду начала наших переговоров, – заявил Барнье журналистам. – Мы сверим наши позиции по разным вопросам и, надеюсь, достигнем прогресса (в переговорах. – «НГ»)».
Со своей стороны, Дэвис также подчеркнул важность достижения подвижек в диалоге. «Мы должны выяснить, где у нас имеются противоречия, чтобы их разрешить», – сказал он. Дэвис добавил: «Вместе с тем мы также должны понять, по каким вопросам мы придерживаемся единого мнения, чтобы укрепить партнерство в этих сферах».
Лондону и Брюсселю пока не удалось достичь консенсуса по всем вопросам, касающимся их «развода». 27 июня премьер-министр Тереза Мэй, выступая в Палате общин, рассказала о гарантиях, которые готова предоставить гражданам ЕС после брекзита: «Я хочу заверить, что все европейские граждане в Британии не лишатся права находиться здесь после того, как мы покинем Европейский союз» (см. «НГ» от 27.06.17).
Однако Барнье такое предложение не удовлетворило. Он обратил внимание, что обещания Мэй не будут гарантированы Европейским судом. Взамен, согласно плану премьера, они будут закреплены на уровне международного закона, а за их исполнением будут следить британские судьи, а не европейские. Барнье призвал Лондон изменить свое решение.
С претензиями Барнье не согласился британский министр иностранных дел Борис Джонсон, который вчера также находился в Брюсселе. «Правительство Соединенного Королевства выступило с очень честным и серьезным предложением, как решить проблему с правами 3,2 млн граждан ЕС, которые проживают в нашей стране, – цитирует его Guardian. – Полагаю, что это хорошее предложение».
Другой острой темой стал вопрос финансовых обязательств. На прошлой неделе власти в Лондоне признали, что все-таки готовы обсуждать тему задолженностей перед Брюсселем. «Касаясь вопроса обязательств, правительство готово взаимодействовать с ЕС по этому вопросу и прийти к честной оценке размера наших обязанностей перед ЕС в связи с выходом из сообщества», – сообщила в пятницу младший министр по делам брекзита Джойс Энелей. Такое заявление – серьезный прогресс, учитывая, что еще весной британские власти отвергали сценарий, при котором будут выплачивать ЕС какие-либо средства.
Между тем сторонам еще только предстоит согласовать размер «счета», который должна будет выплатить Британия. Ранее Financial Times приводила расчеты, показывающие, что британцам придется внести в брюссельскую казну порядка 100 млрд фунтов. Впрочем, выступая в парламенте 11 июля, Джонсон предупредил, что Британия не станет даже задумываться о выплате такой суммы. По другим данным, Лондону придется выплатить от 30 до 60 млрд фунтов.
Разрешить вопрос с финансовыми обязательствами будет очень тяжело, констатирует доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули: «Не исключено, что дискуссии по этой теме продлятся вплоть до истечения окна переговоров в марте 2019 года». Вместе с тем уже в октябре британцы намереваются приступить к обсуждению дальнейших торговых отношений с ЕС. Напомним, что, согласно нынешним договоренностям, переговоры по брекзиту должны протекать последовательно. То есть сначала Брюссель и Лондон обязаны обговорить все аспекты, касающиеся условий, на которых Британия покидает Евросоюз, и лишь после этого – будущее их экономических отношений.
Впрочем, Тэвдой-Бурмули допускает, что ЕС может согласиться на то, чтобы вести переговоры параллельно. «Действительно, формально дискуссии разделены на два трека, – пояснил он. – Но если станет очевидно, что переговоры по одному из них затянутся надолго, то, вероятно, они с какого-то момента начнут идти синхронно».