В салоне «Грибоедовский» представлены живописные портреты римских императоров.,В московском Центральном доме художника открылся Российский антикварный салон – 39-й по счету. Полгода назад на весеннем антикварном салоне было очень точно замечено, что сейчас у нас – не кризис. Сейчас у нас – начало новой эпохи (и для арт-рынка, и для экономики в целом). Поэтому «отскока», как в 2009 году, на старые показатели и цены ждать не стоит. Надо работать исходя из новой ситуации, благо все на месте – и покупатели антиквариата, и его продавцы. Антиквары, которым не привыкать работать в сложных условиях, повысили свое присутствие на салоне: три этажа ЦДХ заняли 200 галерей и частных коллекций (на весеннем салоне было 160 участников). «Разделы» ярмарки и логика ее размещения остались без изменений: книги и пресса по искусству – в холле первого этажа, VIP – зона с топовыми вещами – на втором этаже, антиквариат качественный, но более доступный по цене, а также стенды с винтажем – на антресолях и на третьем этаже.,На этот раз на салоне активно проявили себя участники, работающие с соцреализмом, – «Совком» и Галерея Леонида Шишкина (достаточно давно не появлявшаяся на ярмарке). Вместе с галереей «Форма» они заняли обширное, не разделенное на стенды пространство в правой части салона. Среди работ классиков советского искусства в галерее Леонида Шишкина привлекает к себе внимание картина Александра Герасимова «Стадо» – образец искусства социалистического реализма на грани сюрреализма. При изучении полотна, под его верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, и жизнерадостными колхозницами, – обнаружились изображения Сталина с Ворошиловым, прогуливающихся в виду одной из кремлевских башен. После реставрации изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, сохранены, и теперь они очень символично парят на холсте над колхозным стадом.,Соцреализм на салоне мирно соседствует с иконами и ласкающей взор салонной живописью – в салоне «Империя» за 25 тыс. долл. можно приобрести динамичное полотно «Разгром Колчака в Сибири» (1963) с белогвардейцами, спасающимися от красной конницы вместе с испуганной, но все еще элегантной дамой. Это работа Юрия Виноградова, чья картина «Выступление В.И. Ленина на II съезде РСДРП» была известна каждому советскому человеку.,Около 10% участников салона обозначают себя в каталоге как «Частная коллекция», но за этим лаконичным названием можно обнаружить не просто разрозненный набор произведений искусства, собравшийся у коллекционера или дилера.,«Частники» активно выступают с собственными тематическими экспозициями (это ценится посетителями салона). Например, частная коллекция «Русский проект» показывает проект «Сокровища русского стиля» – собрание мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха. Коллекционеры из Москвы представляют графические произведения мариниста Льва Лагорио и различные меморабилии, связанные с семьей художника. Под вывеской частной коллекции выставлено и отличное собрание самоваров Российской империи начала XIX – первой четверти XX века (в том числе самовар-юрта с оленем на кране). Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но сильный стенд с большой работой Левитана «Волга. Тихий день» (3 млн долл.) и натюрмортом Коровина с букетом роз (2 млн долл.).,Как всегда, на салоне есть что посмотреть и купить ценителям искусства Японии и Китая. В галерее JAPPROART – коллекция уникальных эмалевых произведений, созданных в Японии в 1880–1915 годах (период, который называют золотым веком японской эмали), а в галерее «Евразия» – редкое собрание китайского фарфора от периода Сун (960–1279) до 1970-х годов.,Русская мебель и произведения искусства конца XVIII – начала XIX века ждут покупателей в галерее «Русская усадьба» – там есть уникальное зеркало, принадлежавшее секретарю Петра I, и актуальная во все века акварель «Футбол на Сенатской площади» немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга играют в мяч (300 тыс. руб.). В галерее «Русские сезоны» – акварели Владимира Гау (30–80 тыс. руб.) и коллекция портретов членов династии Романовых, в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи (цены на работы Доу и Лампи – 150–200 тыс. долл.). В салоне «Грибоедовский» продаются отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века (20–30 тыс. долл.). Здесь же два огромных полотна (входивших ранее в серию из 12 картин) с конными портретами римских императоров Веспасиана и Калигулы (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера).,Тему старого европейского искусства успешно разрабатывает Old Masters Gallery, представляющая прекрасные нидерландские натюрморты XVII века, названия которых подробно описывают суть происходящего на картине: «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йорисаван Сона, «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасараван дер Аста. А вот «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снайдерса следует рассматривать с особым вниманием, поскольку в названии не указаны грызущая что-то белочка и интересующийся лобстером черный кот (стоимость работ такого уровня может достигать сотен тысяч евро).,Если искусство ар-деко регулярно присутствует на салоне в первую очередь благодаря галерее Transatlantique, в коллекции которой сразу привлекает внимание большой удобный бар медового цвета (1940-е годы, 15 тыс. евро), то мебель более позднего времени только начинает появляться на стендах участников. Галерея Suslov Fine Art представила мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов работы датских дизайнеров (от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур). Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб.,Галерея и аукционный дом «Антиквариум» продает коллекцию венской бронзы, нечасто встречающуюся в таком количестве (около 70 фигур) и в таком качестве. Раскрашенные фигурки и целые композиции на тему Востока и кунштюки с секретами (например, саркофаг и сова), внутри которых скрываются эротические фигурки, стоят в диапазоне 3–300 тыс. долл.,Что касается отечественного декоративно-прикладного искусства, то в антикварном салон «На Ордынке» можно найти авторский фарфор и фаянс 1930–1950-х годов от ведущих советских заводов – Конаково, ЛФЗ, Вербилки, Дулево. Особого внимания заслуживает масштабное фаянсовое панно Исидора Фрих-Хара «Освобождение узников Шлиссельбурга» (1934), изготовленное для оформления центрального дома Общества политкаторжан в Москве.,В антикварном салоне «Богема» любители балета и декоративно-прикладного искусства оценят серию гипсовых панно Мальвины Хоффман с серебряным и бронзовым покрытием, запечатлевших танец Анны Павловой и Михаила Мордкина «Осенняя вакханалия», с которым легендарные артисты выступали в Америке в 1923 году.,«Тифлис и русский авангард» – так называется тематическая экспозиция галереи «Элизиум» с работами художников-футуристов, переехавших в Тифлис в смутные 1918–1920 годы (Кирилла Зданевича, Игоря Терентьева, Зигмунда Валишевского, Ладо Гудиашвили). Есть тут и работы русских авангардистов – Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ильи Машкова (его «Натурщица с вазой фруктов» оценена в 25 тыс. долл.), Петра Кончаловского, Александра Осьмеркина.,И, наконец, блистательная – в прямом и переносном смысле – специальная экспозиция салона под названием «Античные образы в старинных часах XVIII–XIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, патинированной и позолоченной, могут успешно иллюстрировать книгу «Легенды и мифы Древней Греции». Среди фигур, окружающих циферблаты, вакханки и амуры, Аполлон и Артемида, вернувшаяся с охоты, Геракл и Ясон (рядом с которым на дереве висит добытое аргонавтами золотое руно), а также Абунданция и Пруденция – римские богини изобилия и благоразумия, покровительство которых всегда полезно.