Тунисцы вышли на улицы с лозунгами «Работа, свобода, достоинство». Фото Reuters
Несмотря на предпринимаемые правительством Туниса меры, снизить накал охвативших страну неделю назад протестов не удается. Причиной возникновения беспорядков послужило недовольство граждан ростом цен, повышением налогов, а также продолжающейся коррупцией, высоким уровнем безработицы, внутриполитической напряженностью. Многие опасаются, что дальнейшее развитие событий может повторить сценарий семилетней давности, который привел к падению режима Зин аль-Абедина Бен Али и наступлению в регионе арабской весны.
В ходе протестов было сожжено несколько государственных учреждений, из-за чего в ряд городов пришлось вводить войска. Демонстранты забрасывали полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью, громили витрины магазинов, поджигали автомобили. За время беспорядков один человек погиб, десятки ранены, в том числе полицейские. Около 800 человек задержаны, среди них, как утверждают некоторые СМИ, находятся 150 лидеров и активистов оппозиционных партий и движений.
Полиция, по словам очевидцев, старается практиковать гибкий подход по отношению к протестующим. Демонстрантов, которые ведут себя в рамках закона, особо не прессуют, стараются не обижать, зато довольно жестко обходятся с теми, кто занимается погромами, вандализмом, нападает на стражей порядка.
С наступлением 2018 года правительство подняло цены на бензин, отчисления на социальное страхование, оплату за пользование телефонной связью и Интернетом. 5 января президент Беджи Каид ас-Себси обратился к тунисцам с призывом проявить терпение, а премьер-министр Юсеф Шахид – даже пойти на некоторые жертвы, чтобы преодолеть финансовый кризис. Простые тунисцы на жертвы идти отказались. Вместо этого они вышли на улицы. Многие из них несли желтые карточки, которые символизировали предупреждение, недовольство действиями правительства, кстати, девятого по счету за последние семь лет, призывающего все сильнее затягивать пояса. В результате на попятную вынуждено было пойти правительство.
Был проведен ряд встреч и переговоров с лидерами политических партий и профсоюзов. Министр по делам социальной защиты заявил, что для поддержки 200 тыс. наиболее нуждающихся семей выделяется специальный фонд в размере 100 млн тунисских динаров (примерно 40 млн евро), что позволит увеличить им выплаты со 150 до 180–210 динаров в месяц для каждой семьи – в зависимости от количества детей. Кроме того, правительство обещало оказывать помощь в получении жилья бедным семьям, а также предоставлять бесплатную медицинскую помощь безработным.
В ответ лидеры Народного фронта, который является коалицией левых партий, назвали эти меры «смехотворными» и призвали продолжать протесты до тех пор, пока не будет обеспечен реальный рост покупательной способности населения.
В таких условиях страна встретила седьмую годовщину победы тунисской революции, давшей начало арабской весне. 18 декабря 2010 года никому не известный мелкий торговец овощами Мухаммед Буазизи, тот самый «маленький человек», доведенный до полного отчаяния из-за невозможности прокормить семью, совершил акт самосожжения. Воистину из искры возгорелось пламя. Уже 14 января 2011 года оно «слизнуло» бывший режим. Тунис вместе с семьей покинул экс-президент Зин аль-Абедин бен Али, который так любил, когда про него говорили, что он правит своей страной «железной рукой, затянутой в бархатную перчатку». На самом деле силы в этой руке хватало ровно для того, чтобы подгрести под себя, точнее, под кланы своей жены и свой собственный, даже не отдельные успешные предприятия, а целые отрасли экономики, и держать их под контролем.
Социально-экономическая ситуация в сегодняшнем Тунисе во многом напоминает ту, которая была семь лет назад. Уровень безработицы в среднем по стране составляет 15%, а в отдельных районах – 20–25%. Государство, которое предоставляет тунисцам бесплатное высшее образование, отказывается впоследствии трудоустраивать молодежь, потому что в стране просто не хватает рабочих мест.
Сами тунисцы, оценивая последствия для своей страны арабской весны, считают, что с тех пор условия их жизни не стали лучше, имея в виду прежде всего материальную сторону. Между тем многие на Западе признали Тунис единственной на сегодняшний день арабской демократией.