Гуманитарная обстановка в Йемене, по мнению МИД РФ, должна побудить стороны начать диалог. Фото Reuters
Власти Йемена призвали Россию повлиять на иранскую внешнюю политику. Как заявил на встрече в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым его йеменский коллега Абдельмалик аль-Махляфи, представляющий правительство в Адене, Тегеран должен прекратить помощь повстанцам-хуситам. В экспертной среде сомневаются, что подобные призывы могут возыметь какой-то эффект.
«Россия может играть роль в том, что касается смягчения или вообще прекращения иранского вмешательства, иранской помощи повстанцам, которые поддерживаются оружием, что задокументировано, в том числе и ООН», – заявил аль-Махляфи на пресс-конференции по итогам переговоров с российским министром. Он отметил: движение мятежников «Ансар Аллах» доказало, что не может быть реальным партнером в процессе йеменского примирения.
«Война – это не выбор, война была нам навязана из-за хуситского переворота, – пояснил йеменский министр. – Хуситы совершают чудовищные преступления в Сане. Я имею в виду убийство Али Абдалла Салеха (экс-президента страны. – «НГ»), убийства и аресты сотен людей вдобавок к пускам ракет. Все это остается препятствием для мирного урегулирования. Хуситы доказали, что они не могут являться реальными партнерами».
Москва, в свою очередь, рассчитывает, что тяжелейшая гуманитарная обстановка, сложившаяся в Йемене, побудит стороны перейти от военных действий к политическому урегулированию с участием всех сил. «Альтернативы переходу к межйеменским инклюзивным переговорам не существует, – заявил Лавров. – Здесь у нас общие позиции с руководством Йеменской Республики. Мы будем ее продвигать в наших дальнейших контактах с йеменскими сторонами и со всеми внешними игроками».
Довольно жесткие заявления на пресс-конференции в Москве российский министр сделал по поводу ситуации в Сирии, где продолжается турецкая операция «Оливковая ветвь», направленная против курдских сил в северо-западном анклаве Африн. В обострении Лавров обвинил США. «Мы уже давно обращаем внимание на то, что США взяли курс на создание альтернативных органов власти на значительной части сирийской территории, – заявил глава российской дипломатии. – Вашингтон осуществляет открытые и неафишируемые поставки современных вооружений в Сирию». По словам министра, США давно отговаривают курдов от диалога с официальным Дамаском. «Вашингтон активно поощрял и продолжает поощрять сепаратистские настроения среди курдов, полностью игнорируя деликатный характер и региональное измерение курдской проблемы», – отметил Лавров.
Тем не менее необходимость участия курдских групп в Конгрессе национального диалога, который пройдет в конце этого месяца в Сочи, глава МИД РФ не отрицает. «Что касается роли курдов в дальнейшем политическом процессе, безусловно, она должна быть обеспечена, но на общей платформе, на которой все сирийские этнические конфессиональные политические силы призываются уважать суверенитет, территориальную целостность Сирии, – отметил Лавров. – На этой основе курдские представители были включены в список приглашенных сирийцев на Конгресс сирийского национального диалога, который пройдет в Сочи на следующей неделе».
Нередко наблюдатели сравнивают ситуацию в Сирии и в Йемене: в обоих случаях Иран подозревают в серьезном вмешательстве в дела других стран. Однако в экспертной среде указывают на серьезные различия двух вооруженных конфликтов. «Иранское влияние в Йемене отрицается как самим Ираном, так и самими хуситами, – напомнил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. – Это главное отличие от той же Сирии, где Иран пытается заявить о себе как о главном спасителе режима Башара Асада. В Йемене же Иран пытается указать лишь на идеологическую близость с хуситами, на оказание моральной поддержки. Всякие военные поставки однозначно отрицаются. Мало того, когда в Иране делаются явно популистские заявления, что он готов помочь стране, отправив туда своих гвардейцев, то из Йемена сразу же следует реакция: прекратите спекулировать на йеменской войне, мы разберемся без вас. Поэтому диалог о том, как разыграть йеменскую карту, лишен смысла».
Эксперт указывает на то, что тезис о канале между Ираном и йеменскими повстанцами так и не был основательно подтвержден. «Либо идут поставки через Оман, как говорят некоторые, тогда претензии можно предъявить султанату, либо поставки идут через Эритрею на небольших рыбацких лодках, – допускает Семенов. – Если даже представить, что Иран отправлял детали для ракет, которые потом собираются в Йемене, а потом перестал их отправлять, сильно это на состояние йеменского конфликта не повлияет: эти ракетные пуски дают скорее пропагандистский эффект, нежели реальное влияние на ситуацию. По большому счету Иран не имеет рычагов влияния на хуситов, и говорить с ними достаточно сложно: у хуситов нечего отобрать, чтобы к чему-то их принудить. Многие понимают – необходимо вести диалог с йеменскими игроками, именно от них многое зависит».