Хафтар возвращается в Ливию

ливия, лна, хафтар

Фото Nikita Shvetsov/Anadolu Agency/Getty Images

Интрига, связанная с состоянием здоровья главкома Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара, похоже, подходит к концу. Агентство Reuters со ссылкой на пресс-секретаря фельдмаршала сообщило о том, что в Бенгази из Египта в четверг должен вернуться влиятельный политик. Его отсутствие на политической сцене вызвало серьезную тревогу как в самой Ливии, так и далеко за ее пределами, породив множество слухов, спекуляций и прогнозов, касающихся дальнейшего развития обстановки в стране без Хафтара.

75-летний Халифа Хафтар около двух недель находился на лечении в одном из госпиталей под Парижем, куда его доставили через Иорданию. Теперь по дороге домой главком ЛНА решил завернуть в Каир, где встречался с рядом египетских официальных лиц.

Как сообщает корреспондент Reuters, жители Бенгази и Раджмы, где расположена штаб-квартира Хафтара, заранее приготовились к торжественной встрече главкома ЛНА. Улицы приведены в порядок, развешаны постеры с портретами фельдмаршала.

Его возвращение в Ливию именно через Бенгази не случайно. С похода на этот город и начиналась четыре года назад операция «Достоинство», имевшая целью освобождение страны от засилья исламистов. Бенгази удалось покорить спустя три года, слишком крепким орешком он оказался для ЛНА. Даже сегодня там вспыхивают перестрелки с джихадистами. С похода на Бенгази началось объединение Ливии.

Отсутствие Хафтара пришлось на время, когда подготовленный спецпосланником генерального секретаря ООН по Ливии Гасаном Саламе план поэтапного урегулирования забуксовал, поскольку стороны не могут договориться по ключевым вопросам. В этих условиях у одних политиков и лидеров военно-политических группировок сдали нервы, другие решили воспользоваться возникшей неопределенностью.

Снова вспыхнули продолжающиеся с января с небольшими перерывами бои за аэропорт Миатига. Расположенный почти в центре города, он остается единственной воздушной гаванью, которая связывает столицу со страной и внешним миром. Бои идут между лояльными главе правительства национального единства Фаизу Сараджу отрядами спецназа РАДА и 33-й бригадой Таджурской группировки, выступающей на стороне Халифы Гвейла, некогда возглавлявшего бывшее правительство национального спасения.

Отсутствие Хафтара стало своего рода моментом истины, пролившим свет на поведение в критических условиях не только оппонентов главкома ЛНА, но и его соратников. Пока маршал лечился, на его начальника штаба и ближайшего сподвижника генерала Абдурразака ан-Надури было совершено покушение. Многие даже посчитали его верным признаком начала борьбы за богатое наследство Хафтара.

Собранная из остатков армии Муаммара Каддафи ЛНА превратилась в наиболее боеспособную военную организацию, которая может стать фундаментом будущих вооруженных сил Ливии. Благодаря ЛНА Хафтар стал наиболее влиятельным политиком. Его уход мог привести сначала к демонтажу ЛНА из-за передела власти среди его соратников и родственников, многие из которых, в том числе сыновья, занимают ключевые посты, а затем и к ослаблению восточного центра власти, усилению как политического, так и силового давления со стороны многочисленных оппонентов Хафтара. На самом деле никаких доказательств, что Надури пытались устранить свои же, нет.

Возвращение Хафтара на политическую орбиту, по всей видимости, предотвратило или хотя бы замедлило дрейф Ливии в сторону закрепления сегодняшнего статус-кво, по сути, состояния «феодальной раздробленности», в котором пребывает определенная часть страны.

С другой стороны, не исключено, что в случае окончательного провала плана Саламе Хафтар все же начнет обещанное им в конце прошлого года наступление на Триполи. Он абсолютно уверен в том, что страна не готова к демократии и объединить ее в единое целое можно лишь силой. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *