Еврокомиссия по-разному распорядилась с бюджетными дефицитами Франции и Италии

ес, европа, еврокомиссия, франция, италия, финансы, экономика

Фото с сайта www.elysee.fr

Ожидается, что 2019 году сохранится неблагоприятная ситуация в экономике еврозоны, где политические события во Франции и Италии ставят под сомнение стабильное существование валютного союза. Во Франции дефицит бюджета увеличен с прогнозировавшихся 2,8 до 3,2% ВВП из-за антикризисных мер, предложенных президентом Эмманюэлем Макроном. Италия, государственный долг которой превышает 130% ВВП, снова рискует навлечь на себя санкции ЕС.

Евросоюз не будет принимать меры в отношении Франции, несмотря на то что наступающем году дефицит бюджета Пятой республики составит 3,2% ВВП – больше, чем позволено. Об этом заявил еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер в интервью немецкой медиагруппе Funke. «В качестве исключения мы стерпим госзадолженность Франции, которая превысит дозволенные 3%», если будет продолжен курс реформ, пояснил он. Однако исключение будет единовременным и, как утверждает еврокомиссар, коснется только 2019 года.

Сенат Франции одобрил в минувшую пятницу законопроект о срочных мерах помощи населению в социально-экономической сфере, принятых в ответ на требования «желтых жилетов». Пакет мер предпринимается в соответствии с инициативой Макрона, который был вынужден прореагировать на мощную волну протестов в стране против роста цен и налогов. Среди одобренных нововведений, которые вступят в силу 1 января, – отмена для трудящихся налога на выплаты за сверхурочную работу, заморозка уровня топливных сборов, а также цен на электроэнергию и газ, повышение минимального размера оплаты труда на 1,5%, отмена налогов для пенсионеров, чья пенсия ниже 2 тыс. евро.

Закон вступит в силу после рассмотрения его Конституционным советом. Это будет сделано по запросу коммунистов, социалистов и представителей движения «Неприсоединившаяся Франция». Члены этих фракций считают, что ряд положений нового закона противоречит содержащемуся в Конституции «принципу бюджетной искренности». То есть принимаемые меры не обеспечены адекватными финансовыми поступлениями в казну, несмотря на анонсированное сокращение государственных расходов. Принимая во внимание, что антикризисные меры, объявленные Макроном, обойдутся бюджету в 10 млрд евро, парламент согласился увеличить дефицит бюджета с прогнозировавшихся ранее 2,8 до 3,2% ВВП.

Если Еврокомиссия пошла на уступки Парижу, то на ситуацию в Италии в Брюсселе смотрят по-другому. Объем ее государственного долга превышает 130% ВВП. По этому показателю Италия занимает второе место в еврозоне после Греции.  В октябре новое итальянские власти представили первый проект бюджета на 2019 год, запланировав в нем дефицит в размере 2,4% ВВП – втрое выше, чем при прежнем правительстве. Таким способом, правительственная коалиция, в которую входят правая партия «Лига» и правопопулистское «Движение 5 звезд», собиралась профинансировать свои дорогостоящие предвыборные обещания о введении гарантированного базового дохода, понижении пенсионного возраста и др. Брюссель отверг этот план как нарушение действующих в ЕС правил и пригрозил Риму штрафными мерами впервые в истории сообщества.

Чтобы их избежать, Италии пришлось пойти на значительные уступки и пообещать, что в 2019 году ее бюджетный дефицит не превысит 2,04% ВВП. «Согласованное (с Италией. – «НГ») решение не является идеальным. Оно не обеспечивает долгосрочного разрешения экономических проблем в Италии. Однако на данный момент мы можем отказаться от штрафных мер за превышение допустимого дефицита госбюджета», – заявил замглавы Еврокомиссии Валдис Домбровскис, курирующий европейские финансы.

Стороны сумели договориться прямо перед Рождеством. Пока Италии удалось избежать неприятных последствий, но Еврокомиссия предупредила, что будет тщательно отслеживать положение дел в стране. И если Риму не удастся выполнить свои обязательства, то в Брюсселе снова поднимут вопрос о санкциях.

В разных подходах Еврокомиссии к Парижу и Риму заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Надежда Арбатова видит политический подтекст. «Хотя ни Франция, ни Италия не отвечают нормативам ЕС, в соответствии с которыми госдолг не должен превышать 60% ВВП, а дефицит бюджета – 3% ВВП, Еврокомиссия идет на уступки Макрону, но предъявляет жесткие требования к руководству Италии. Официальное объяснение Еврокомиссии состоит в том, что госдолг Парижа ниже римского: во Франции он составляет 100%, в Италии – 130%, – отметила эксперт в беседе с «НГ». – На самом деле Брюссель не собирается ослаблять своих единомышленников, каковым является Макрон, и рассматривает уступку как временную меру, вызванную реакцией Парижа на протесты «желтых жилетов». То есть ЕС не хочет подрывать стабильность и укреплять антиевропейские силы во Франции».

В Италии же ситуация прямо противоположная. «Фактические руководители Италии – вице-премьеры Маттео Сальвинии и Луиджи ди Майо – представляют европейские популистские и националистические силы, поэтому Брюссель не намерен укреплять в своих рядах евроскептиков. Тем более что в мае 2019 года грядут выборы в Европарламент, и рост влияния правых популистов во всей Европе – это последнее, чего хотят в Брюсселе», – считает Арбатова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *