Тереза Мэй и Дональд Туск на полях саммита в Египте не упустили возможности обсудить брекзит. Фото Reuters
Британский премьер Тереза Мэй, несмотря на тщетность попыток добиться уступок от Брюсселя относительно сроков действия механизма «бэкстоп», позволяющего избежать границы на острове Ирландия, не теряет надежду на то, что Лондону удастся оформить свой «развод» с Евросоюзом. Между тем британские СМИ отмечают, что Мэй может пойти на отсрочку брекзита.
«Любое продление статьи 50 Лиссабонского договора не поможет нам решить проблемы. Сделка в пределах нашей досягаемости. У меня сложилось четкое ощущение по итогам переговоров, которые я вела в последние дни с лидерами ЕС, что мы можем достичь сделки, и на это я направлю все свои силы», – сказала Мэй после встречи с главой Европейского совета Дональдом Туском в египетском Шарм-аль-Шейхе, где проходит саммит ЕС и Лиги арабских государств. Она отметила, что итогами переговоров поделится с членами Палаты общин уже во вторник.
В словах Туска было куда меньше оптимизма. «Мы обсуждали ряд юридических вопросов, включая возможность отсрочки. Я считаю, что ЕС ждет хаотический брекзит, иначе будет необходимо продление переговоров, поскольку в Палате общин нет единства. Я изложил это госпоже Мэй, но она, видимо, продолжает считать, что сможет убедить депутатов без отсрочки. При любом сценарии 27 остальных стран – членов ЕС сохраняют полное единство», – подчеркнул глава Евросовета.
По данным Daily Telegraph, на Даунинг-стрит рассматривается возможность отсрочки брекзита на два месяца. Этого времени будет достаточно для выхода из тупика, считают в британском правительстве. Издание со ссылкой на источники сообщает, что в канцелярии Мэй на тот случай, если к 12 марта (до этой даты Мэй планирует вынести на повторное голосование свой вариант соглашения с ЕС) Палата общин вновь отклонит проект сделки, разработан некий план. Он позволит Мэй обратиться к Брюсселю с соответствующей просьбой.
С приближением даты выхода из ЕС над Британией все больше нависает угроза неконтролируемого брекзита. В связи с этим в правительстве Мэй нарастает тревога. На днях три ее министра, включая министра бизнеса Грега Кларка, труда Эмбер Радд и министра юстиции Дэвида Гока пригрозили уйти в отставку. Со страниц Daily Mail они призвали главу кабинета отложить брекзит в случае повторного провала варианта ее сделки при голосовании. По их словам, большинство консерваторов предпочло бы отсрочку «жесткому» брекзиту.
Не меньшую тревогу бьют политические оппоненты Мэй, считающие выход без сделки катастрофой для Британии. «Она не может просто продолжать дрейфовать и шататься, как это делает сейчас, когда вся наша страна реально рискует сорваться с обрыва в хаос, к которому никто не готов», – цитирует агентство Bloomberg члена Палаты общин от лейбористов Иветт Купер. Впрочем, у идеи переноса даты выхода из ЕС имеется достаточно противников в лице евроскептиков, формирующих влиятельное правое крыло Консервативной партии. Их не пугают последствия жесткого брекзита.
Идея отсрочки развода Британии с ЕС витает и в брюссельских коридорах, причем на гораздо более длительный срок – до 2021 года. Среди ее сторонников Guardian называет Туска и генерального секретаря Еврокомиссии Мартина Зельмайра. Готовность Брюсселя на столь продолжительный тайм-аут связана с его нежеланием многократно переносить дату выхода Британии из ЕС. Газета со ссылкой на собеседников отмечает, что по бюджетным, процедурным и финансовым причинам целесообразнее всего была бы отсрочка на 21 месяц. Для этого правительство Мэй должно официально обратиться в ЕС с соответствующим запросом. Однако он пока в канцелярию Туска не поступал, уточняет издание.
Решение Мэй оттянуть повторное голосование по сделке говорит о том, что ей по-прежнему не удастся получить поддержку необходимого большинства депутатов, указывает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. Он уверен, что дополнительные два месяца, которые в кабинете Мэй считают достаточными для поиска ответа на нерешенный вопрос по ирландской границе, не принесут принципиальных решений, а лишь продлят агонию.
Эксперт полагает, что ЕС не согласится на два месяца отсрочки. «На такой срок переноса брекзита Евросоюз, думаю, вряд ли пойдет. Британцы уже не в первый раз говорят об отсрочке, раньше уже назывались разные сроки, от полугода до девяти месяцев, но каждый раз Брюссель давал знать, что не видит оснований для переноса сроков брекзита, – отметил Топорнин в беседе с «НГ». – Если Мэй, заручившись поддержкой парламента, попросит Брюссель об отсрочке на 21 месяц, то, думаю, ЕС посчитает, что здесь есть какая-то логика, и пойдет на это. Тем более вопрос об ирландской границе ЕС заботит не меньше, чем Британию».
Как ожидается, на очередном саммите ЕС, намеченном на 21–22 марта, должна быть принята совместная политическая декларация стран – членов сообщества, которая позволит найти решение по ирландской проблеме. Впрочем, Топорнин сомневается в благоприятном исходе. «В ЕС все еще надеются на то, что вдруг внутри британского общества что-то произойдет и будет найдено какое-то решение, там оставляют какой-то небольшой мостик, тропиночку», – отметил он.