Эмманюэлю Макрону удалось перетянуть на свою сторону политических оппонентов. Фото Reuters
Политический ландшафт Франции продолжает переживать потрясения. Члены системной правоцентристской партии «Республиканцы» массово высказались в поддержку президента Эмманюэля Макрона и его партии «Вперед, республика!». Соответствующее письмо, опубликованное на страницах издания Journal du dimanche, подписали 72 мэра и местных должностных лица. Несмотря на то что это видимый признак ослабевающих позиций «Республиканцев», есть основания переживать и за политические позиции Макрона: правоцентристский «прирост» может отнять часть голосов слева.
Политику Макрона поддержали 72 человека из числа правоцентристов. «Мы не хотим, чтобы нас («Республиканцев». – «НГ») сводили к простой этикетке, инструкции для голосования, партийному аппарату, – говорится в письме. – Наша партия – это прежде всего наши избиратели, это республика».
Journal du dimanche параллельно с этим приводит результаты опроса общественного мнения, согласно которому 31% сторонников «Республиканцев» поддерживают идею создать альянс с центристской партией Макрона «Вперед, республика!», в то время как 26% респондентов выступают за формирование альянса с ультраправой партией Марин Ле Пен «Национальное объединение».
Импульсом к такому развитию событий стали итоги выборов в Европарламент, которые для «Республиканцев» оказались провальными. После них председатель партии Лоран Вокье был вынужден уйти в отставку. «Победы носят коллективный характер, провалы одиночный, – заявил политик. – Я должен взять на себя ответственность. Я ухожу в отставку с поста председателя партии. Для нас эти выборы обернулись провалом. Это непросто, но это нужно признать со смирением».
После заявления Вокье его соперница – Ле Пен – назвала такой исход вполне предсказуемым. «Мы протягиваем руку всем функционерам и избирателям «Республиканцев», приверженным защите нашей самобытности, прекращению налогового бремени и восстановлению французского величия. Альтернатива Макрону возможна», – написала лидер «Национального объединения» в Twitter, очевидно, рассчитывая на политическое дезертирство соперников.
На самом деле Макрон вторгся на поле «Республиканцев» уже в ходе гонки за Европарламент. Опросы общественного мнения, проведенные сразу после голосования, свидетельствуют, что большая часть «традиционного» для Макрона электората (молодые образованные французы) уже не верит в то, что президент ведет Францию к счастливому будущему. Однако у французского лидера наметился значительный «прирост» электоральной базы там, где этого не ожидали. К примеру, его партия показала хорошие результаты в зажиточных районах страны, где среди жителей зафиксирован высокий уровень доходов. Как отмечало в связи с этим европейское бюро издания Politico, эти районы до недавнего времени были опорой консервативных политиков. Кроме того, опросы теперь фиксируют, что избирательная база французского лидера сместилась вправо. Его стал поддерживать более богатый и зрелый сегмент избирателей.
В связи с этим эксперты ставят вопрос, а не ослабят ли изменения в электоральной опоре Макрона его позиции на президентских выборах – 2022. Политический редактор BFMTV Николя Приссет полагает, что письмо, которое подписали свыше 70 республиканцев, не является хорошей новостью для президента Пятой республики и его партии. Такая поддержка только сделает партию Макрона более правой, а это рискует отбить интерес у избирателей слева. Это немного расшатывает ситуацию накануне выборов 2022 года.
«Уязвимость Макрона заключается в том, что его поддерживают очень разнородные силы, – заявила «НГ» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина. – «Республиканцы», если оставить в стороне проблему лидерства в партии, очень со многим, что касается экономической программы Макрона, согласны, потому что речь идет об эффективном управлении госфинансами, снижении налогов на крупные состояния и на предпринимательскую деятельность. Неолиберальная программа Макрона им очень импонирует. Что касается европейских идей Макрона, то он очень часто говорит о том, что хочет восстановить глобальную роль Франции при помощи Европы. К такому пониманию республиканские лидеры пришли давно. Другое дело, что они поддерживают Макрона потому, что у них проблема с лидерством так и не была решена. У них нет сильного и внятного руководителя, который мог бы претендовать на президентское кресло. Очень сильные политические фигуры относятся скорее к уходящему поколению. А нужен такой человек, который бы мог оппонировать Макрону».
Эксперт говорит, что политики регионального масштаба делают ставку на Макрона, потому что они во многом разделяют его позиции. «Они не согласны только в одном: им хотелось бы, чтобы национальная идея – имеется в виду французская нация как сообщество самых разных граждан – звучала яснее, – говорит Обичкина. – Тому электорату, который в свое время голосовал за Франсуа Фийона (экс-кандидат в президенты от «Республиканцев». – «НГ»), не совсем импонировала его толерантность к вопросам гомосексуальных браков на социетальном уровне, к меньшинствам. Вся проблема состоит в том, появится ли у «Республиканцев» сильный лидер к будущим выборам. Пока такого не вырисовывается. Что касается электоральной базы, то сторонники республиканской партии – это люди солидные и с определенным уровнем достатка. Эмоционально они просто не в состоянии голосовать за человека, который сегодня использует голлистскую риторику 1950–1960-х годов. Это Марин Ле Пен. Это риторика, которая для такого электорального класса просто неактуальна. Между ними и Марин Ле Пен существует стена, хотя совсем отчаявшиеся могут уйти к ней».
Аналитик обращает внимание, что перестройка французской политической системы, связанная с президентскими выборами 2016 года, только начата и может произойти очень многое. Эксперт напоминает, что разнородность электоральной базы может и не быть минусом: подобный электорат в свое время был и у голлистов.