В середине февраля стало известно о том, что Следственный комитет проводит проверку в отношении Владимира Логинова, экс-заместителя министра природных ресурсов и экологии. Pasmi.ru сообщало об официальном письме замруководителя Главного следственного управления СК Валерия Алышева, которое тот направил в Минприроды — судя по документу, “СКР получил из Генпрокуратуры материалы, которые указывают на неисполнение Логиновым его служебных обязанностей на посту замминистра «вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшего существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в экологической сфере». Кроме того, СК не исключает версию, что бывший замминистра мог противостоять закупкам оборудования для утилизации отходов в российских регионах: это может быть квалифицировано как «Халатность» (ст.293 ч.1 УК РФ), пишет издание.
Логинов, как можно понять по публикациям СМИ, был одним из кураторов широко анонсированной «мусорной реформы», и если судить по его уходу, с поручением не справился (вольно или невольно — другой вопрос). Реформа застопорилась настолько, что публичные объяснения пришлось давать министру Дмитрию Кобылкину. Сам он проблемы с проведением реформы в жизнь перекладывал в том числе и на власти отстающих регионов. Однако краснеть перед тогдашним премьером Дмитрием Медведевым за срыв сроков приходилось именно представителям министерства, тем более что губернаторы закидали правительство жалобами на их равнодушие.
Авторы некоторых анонимных Telegram-каналов предполагали также, что на Логинова зуб может точить еще и Генпрокуратура, претензии которой якобы совпадают с интересом СК. Такое массированное наступление может означать только одно: власти всерьез решили разобраться с теми, кто тормозит процесс.
Это, однако, касается не только правительственных чиновников или, к примеру, представителей Российского экологического оператора, но и отдельных глав регионов. Четкий сигнал подан, видимо, нынешнему губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину, который выиграл выборы в 2018 году в том числе на лозунгах о недопустимости ввоза московского мусора.
По истечении почти полутора лет с момента избрания Сипягина, похоже становится ясно, что лозунги лозунгами и остались. Как, например, пишет “Новая газета”, Сипягин жителям поселения Филипповское “перед выборами обещал, что не даст построить полигон для московского мусора. Через пять месяцев он, кажется, передумал”. Во всяком случае, губернатор уже 2 февраля, как сообщает информационное агентство “ПроВладимир” представил “подрядчика, который будет строить мусорный полигон в Филипповском”. Более того, в полный противовес предвыборным обещаниям, подрядчиком проекта, судя по материалу “Новой газеты”, может стать ООО «Комбинат», что уже заставило мусорных экоактивистов схватиться за головы. Та же “Новая газета” упоминала «Комбинат» в связи с проблемами в Клину, где пополнение мусором закрытого полигона «Алексинский карьер» спровоцировало беспрецедентные возмущения местных жителей — часть из них даже дошла до ЕСПЧ.
При этом конкурс на определение регионального мусорного оператора в области не раз заканчивался скандалом. Сначала местная антимонопольная служба отменила процедуру прямо перед новым, 2019 годом. Затем, осенью 2019 года конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО на территории Владимира и нескольких районов области пришлось проводить заново, потому что заявку победителя первых торгов через месяц внезапно отклонили. У одной из компаний-победителей — ООО «Перспектива» — обнаружили какие-то проблемы с документами. При этом «Перспективу» в тот момент возглавлял Альберт Скворцов: ранее, как пишет “ПроВладимир”, он работал замруководителя в компании-посреднике при работе по утилизации отходов под названием «Региональный системный оператор». Соучредителем РСО выступала «Корпорация развития Владимирской области», которая, как предполагали журналисты агентства, могла быть связана с будущим губернатором Сипягиным.
В итоге, в регионе начались проблемы с вывозом мусора о которых сообщали СМИ (ярче всего это было заметно во время новогодних праздников-2020), а раздраженные жители выходили на митинги и планируют в дальнейшем регулярно их повторять. Иными словами, действия Владимира Сипягина, который в борьбе за губернаторское кресло использовал многообещающие заявления, и могли спровоцировать настоящий мусорный кризис в регионе. При этом, похоже, решение Сипягина запретить в одностороннем порядке ввоз мусора из Москвы может обернутся еще и судебными проблемами: как сообщает местная телекомпания “Зебра-ТВ”, компании «Эколайн» и «Экоресурс» подали иск в Арбитражный суд Владимирской области о незаконности распоряжения Сипягина, заседание должно состояться в марте.
“В иске указано, что между «Эколайном» (исполнителем госконтрактов на вывоз мусора из Северного и Центрального административных округов Москвы) и «Экоресурсом» заключен договор, по которому Александровская городская свалка должна принимать московский мусор. Все соглашения являются действующими, подчеркивают истцы, — отмечает “Зебра-ТВ”. — Представители мусорного бизнеса полагают, что запрет на ввоз отходов из других регионов во Владимирскую область противоречит российскому законодательству и ущемляет их бизнес-интересы. Истцы ссылаются на положения Конституции и федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Мусорщики указывают, что вопросы природопользования и охраны экологии находятся в совместном ведении регионов, и регион имеет право самостоятельно устанавливать «правила игры» только при отсутствии федеральных законов, регулирующих эти вопросы”.
Главное требование истцов, отмечает “Газета.ру” — отменить действие постановления Сипягина о запрете ввоза отходов из Москвы, поскольку решать такие вопросы все же логично на федеральном уровне, а не в каждом конкретном регионе. О необходимости единых правил игры говорят и эксперты. «В России действует принцип свободы экономического пространства, которую регионы не могут ограничивать. А государственные контракты регулируются на основании федерального, а не регионального законодательства. По этой причине инициатива наделения субъектов федерации правом запрета ввоза чего-либо на свою территорию была отклонена правительством», — цитирует издание зампреда председателя Комитета по экологии Деловой России Наталью Беляеву.
Решения и последствия решений Владимира Сипягина могут превратить его в тормоз «мусорной реформы». Возможно, те же структуры, что интересуются работой бывшего замминистра Логинова, обратят внимание и на спорные действия губернатора. Если ж суд будет проигран, а шансов на это больше, чем на победу администрации Владимирской области, Владимиру Сипягину вероятно, придется объясняться и с раздраженными избирателями. Что еще неприятнее, губернатор, судя по всему, попытался оградить местные мусорные компании от конкуренции с московскими операторами, используя в своих интересах постановление правительства о возможности корректировки территориальных схем по вывозу мусора. Этот документ ставится выше федерального законодательства — видимо, потому что это отвечает интересам чиновника. Однако такое избирательное применение права незаконно, и если это докажет суд, Сипягина могут ждать неприятные беседы с его визави в мусорном бизнесе.