Только жесткий карантин отведет от Киргизии большую беду. Фото со страницы мэрии города Ош в Facebook
Эпидемическая ситуация в Киргизии обострилась. Введение режима чрезвычайного положения (ЧП) и чрезвычайной ситуации (ЧС) было бы правильным шагом, заявил премьер-министр Кубатбек Боронов 2 июля на брифинге в Бишкеке. Однако власти вводить его не будут из-за опасения социального бунта. Выделенные донорами деньги на борьбу с COVID-19 истрачены, однако медикаментов и аппаратов ИВЛ не хватает. Не хватает и мест в больницах. На помощь Бишкеку пришли Москва и Пекин.
Глава кабинета министров пообещал спросить с каждого госслужащего о расходах средств, выделенных на борьбу с COVID-19. Но при этом заявил, что «слухи об украденных и съеденных чиновниками около 5 млн долл. неправда». Боронов заверил, что «правительство ведет работу круглосуточно, не покладая рук. Ответственность за распространение заразы он возложил на людей, которые «перестали соблюдать санитарно-гигиенические правила». Боронов считает, что введение режима ЧП и ЧС было правильным шагом, «поскольку народу пусть и насильно, но объясняли правила гигиены». «За 45 дней карантина мы показали, как нужно себя вести в такой ситуации, какие санитарные правила соблюдать. Во время комендантского часа и карантина люди говорили: откройте нас, мы голодные. И вот когда мы открыли все, люди повально пошли на улицу, никаких санитарно-гигиенических норм не соблюдали. В итоге мы пришли к тому, что эпидемиологическая ситуация ухудшилась», – сказал Боронов.
Глава кабмина считает, что в настоящий момент необходимо отказаться от проведения митингов, и призвал лидеров политических партий не собирать толпы людей якобы для предвыборной кампании, а журналистам рекомендовал писать больше позитивных материалов: «Это повлияет на психологическую ситуацию среди народа».
Политолог Марс Сариев сказал «НГ», что ситуация в стране действительно тяжелая. Малый и средний бизнес за время первого карантина практически «скончались». Люди остались без средств к существованию, многие голодают. Естественно, после того как отменили карантин, началось оживление и не всегда с соблюдением санитарных норм. «Разгильдяйство свойственно нам. Кроме этого, на родину вернулись 30 тыс. трудовых мигрантов из разных стран. Все это способствовало вспышке коронавируса», – заявил «НГ» Сариев.
По данным Минздрава Киргизии, на 2 июля зарегистрировано 532 новых случая инфицирования. Всего в республике заболевших 6261 человек, выздоровели 2530, умерли 66. Эксперты говорят, что это статистика только по подтвержденным положительным тестам на COVID-19. Еще больше больных и умерших людей с диагнозом двусторонней пневмонии, но с отрицательным тестом. В стационарах от пневомонии лечатся до 1,5 тыс. человек. Больницы переполнены. Многим предлагают лечиться дома. В социальных сетях опубликованы видео, по сюжетам которых можно предположить, что больные, не дождавшись помощи, умирают у входа в больницу.
Критическая ситуация не только в Бишкеке, но и в южной столице Киргизии – в Оше. Там пришлось развернуть полевой госпиталь. На помощь прибыли специалисты Роспотребнадзора. Китай отправил партию ИВЛ. По словам Сариева, шквал критики направлен в адрес власти и персонально президента Сооронбая Жээнбекова, которые, как считают жители Киргизии, практически ничего не сделали для борьбы с коронавирусом. «Рейтинг президента стремительно падает, особенно после его возвращения из Москвы, где под предлогом коронавируса он не смог принять участия в Параде Победы», – отметил Сариев. По его словам, тех мер, которые ввел мэр Бишкека Азиз Суракматов, недостаточно. Он, в частности, предложил ограничить работу городского транспорта только утренними и вечерними часами, когда люди едут на работу и обратно, а в остальное время пользоваться такси. Рынки, кафе и рестораны будут также работать по сокращенному графику. «Ввести более жесткий карантин власти боятся, поскольку народ на грани бунта», – сказал Марс Сариев.
Он не исключает, что ситуацию раскачивают. «В сентябре намечалось подписание с США нового соглашения о сотрудничестве, расторгнутого прежними властями Киргизии. Но после визита главы государства в Москву этот вопрос «провис». На власть началась «атака» со стороны США. В частности, радио «Азатлык» (киргизская служба Радио «Свобода») получило доступ к операциям в американских банках по «делу Саймаити» – уйгурского бизнесмена, убитого в Турции и связанного с бывшим заместителем начальника таможни Киргизии Раимом Матраимовым. Радио опубликовало очередное расследование по выводу из Киргизии миллионов долларов. Идет атака на Матраимова, а понятно, что атака на Матраимова – это атака на Жээнбекова», – полагает Марс Сариев.
И вишенкой на сегодняшнем киргизском торте стала двусторонняя пневмония, диагностированная у экс-президента Алмазбека Атамбаева. Родственнки настаивают на том, что его специально заразили коронавирусом. Напомним, что накануне визита Жээнбекова в Москву Атамбаева приговорили к 11 годам тюремного заключения. 29 июня Атамбаев из СИЗО был переведен в больницу. Марс Сариев не исключает, что Атамбаева под предлогом болезни могут транспортным самолетом перевезти на лечение в Москву.