Президент Филиппин уверяет, что без его усилий COVID-19 мог еще сильнее ударить по стране. Фото Reuters
В понедельник президент Филиппин Родриго Дутерте выступил с пятым ежегодным обращением к Конгрессу страны. В своем обращении он сосредоточился на борьбе с COVID-19 и заявил, что благодаря строгим мерам самоизоляции удалось предотвратить от 1,3 млн до 3,5 млн случаев заражений. Однако реакция на послание показала, что многих филиппинцев не устраивает как ответ президента на пандемию, так и его стиль управления страной.
На выступлении присутствовало немногим более 50 человек, не включая членов кабинета министров. Здание парламента оцепили, чтобы никто не нарушил введенный правительством запрет собираться в группы больше 10 человек. Официально это объяснялось мерами предосторожности, связанными с пандемией, которая на Филиппинах приобрела большой размах. Для страны с населением в 100 млн человек 80 тыс. зафиксированных случаев коронавируса – это действительно довольно много. Но едва ли дело только в пандемии.
К важному событию многие филиппинцы решили показать свое несогласие с политикой Дутерте. Тысячи протестующих вышли на улицы Манилы, несмотря на угрозу арестов за нарушение мер самоизоляции, передает AP. Недовольные не оставили без внимания и крупнейший город Кесон-сити, в котором выступал президент в здании Палаты представителей Конгресса. Здесь протестующие предпочли собраться возле Филиппинского университета, поскольку к парламенту их не допустили. Более осторожные филиппинцы провели акции протеста онлайн.
Годами Дутерте совершал экстравагантные поступки, то раздражавшие, то восхищавшие народ. Еще в бытность мэром Давао в 2015 году он лично приехал, чтобы заставить съесть окурок туриста, нарушившего антитабачный закон. Потом была полномасштабная война с наркоторговцами, которую Дутерте вел, не особо считаясь с правовыми нормами. Внесудебные казни предполагаемых наркодилеров, ставшие повседневной реальностью, когда он возглавил Филиппины, вызвали критику со стороны правозащитных организаций. Не понравились такие методы и Бараку Обаме. Однако в ответ на упреки лидер филиппинцев на встрече с американским президентом в 2016 году грубо оскорбил его. В отношениях с Вашингтоном Дутерте не сдерживает даже мнение народа. По данным Pew Research Center, к 2018 году 78% филиппинцев одобряли политику США, а раньше этот показатель достигал и 94%. Не особо жалует Дутерте ООН, ЕС и Канаду: в 2019 году он буквально силком заставил эту страну принять бытовые отходы, пролежавшие в порту Манилы шесть лет.
Всего этого для любого другого лидера было бы достаточно, чтобы стать главой «государства-изгоя». Но Дутерте очень ловко лавирует между Китаем и США, не сворачивает демократию, но и не дает ей развернуться, и ему в итоге почти все сходит с рук. Однако есть основания считать, что он все же перешел некую черту, за которой начинаются проблемы. Теперь к традиционным обвинениям добавились еще и упреки в наступлении на свободу слова – на ведущий телеканал страны. Еще в 2016 году в ходе предвыборной кампании он грозился закрыть медиакорпорацию ABS-CBN за то, что она делает акцент не на нем, а на других кандидатах. Теперь же комитет Палаты представителей отказал телеканалу в новой 25-летней лицензии. К тому же в июле был принят новый антитеррористический закон. Если раньше после ареста без ордера и содержания под стражей можно было получить денежную компенсацию, то теперь, просидев за решеткой без оснований 60 дней, а то и больше, гражданин сможет радоваться разве что свободе без какого-либо возмещения издержек.
Сколько недовольных в стране, сказать сложно. К декабрю 2019 года, по данным опроса Pulse Asia, политику президента одобряло 87% граждан. Причинами таких результатов Дутерте называл снижение уровня бедности и успешное проведение спортивного праздника – Игр Юго-Восточной Азии. Вместе с тем пандемия сильно ударила по экономике: уровень безработицы на данный момент составляет 17,5% трудоспособного населения. Дутерте, если он действительно не хочет установить собственную диктатуру, не должен беспокоиться о переизбрании. По Конституции, можно баллотироваться только на один шестилетний президентский срок. Но Дутерте не может не беспокоить, кто будет президентом в 2022 году. Ведь новый лидер может привлечь своего предшественника к ответственности, благо есть за что.
«Перед Дутерте сейчас стоит непростая задача – выбрать и продвинуть своего человека на выборах. Манильская элита не на его стороне. Президент традиционно опирается на бедные слои населения. Но среди них он может потерять поддержку. Безработица, особенно среди молодежи, растет. Ее усугубляет демографический взрыв», – говорит руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
В разговоре с «НГ» эксперт обратил внимание на то, что экономика страны оказалась не в лучшем состоянии не только из-за пандемии. Президентская стратегия лавирования во внешней политике, по сути, лишила страну инвестиций, которых можно было бы добиться за счет проамериканского курса. К тому же на юге Филиппин продолжают действовать террористические организации, спонсируемые с Ближнего Востока. «Ситуация для Дутерте и здесь трудноразрешимая. В стране появились целые династии террористов, и вести с ними переговоры едва ли возможно», – заключил Мосяков.