Школьники и абитуриенты от Бориса Джонсона энтузиазма не испытывают. Фото Reuters
Согласно последнему опросу газеты Observer, рейтинги правящей Консервативной партии и оппозиционной Лейбористской партии выровнялись, составив по 40% у каждой. Между тем еще в конце марта тори имели перевес перед лидерами оппозиции в 26%.
Одним из факторов успеха лейбористов является переосмысление итогов выборов. Партия ожидаемо сделала ставку на более умеренных политиков, среди которых новый лидер партии Кир Стармер.
И все-таки не столько заслуги оппозиции повысили ее репутацию, сколько неудачи Даунинг-стрит. С коронакризисом правительство Бориса Джонсона справилось плохо, и это предопределило снижение доверия к тори.
Другим фактором стал скандал с нарушением режима самоизоляции советником премьера Домиником Каммингсом. История отразилась и на Джонсоне, поскольку он вступился за давнего друга, который своими выходками ударил по рейтингам тори, к неудовольствию многих членов партии. Также показательно, что в мае образовалась группа внутри правящей партии, настаивавшая на разрыве сотрудничества с китайской компанией Huawei, что в итоге и произошло. Все более очевидным становится раскол консерваторов.
Джонсон при этом не считает нужным советоваться с однопартийцами и иногда, не стесняясь, выдвигает на должности своих людей. Недавно это даже сыграло с ним злую шутку.
Премьер в июле выдвинул Криса Грейлинга на должность главы парламентского комитета по безопасности и разведке, однако депутат от тори Джулиан Льюис проголосовал за себя и с помощью голосов оппозиции занял место вопреки воле Джонсона, который исключил Льюиса из партии на следующий же день, обвинив его в сговоре с оппозицией ради личных интересов (см. «НГ» от 16.07.20).
Из последних событий – хаотичные решения в сфере образования. Самым неудачным из них стало применение особого алгоритма к оценке знаний британских школьников вместо проведения экзаменов. Оно привело к тому, что ученики обычных школ получили более низкие баллы, нежели их сверстники из более престижных и дорогих учебных заведений, что вызвало протесты и сворачивание решения. Но и сейчас все не столь однозначно, поскольку решение об успеваемости полностью вверено учителю. А от этого зависит, смогут абитуриенты поступить в вуз мечты или нет.
Впрочем, несмотря на перечисленные факторы, тори скорее всего будут управлять страной еще несколько лет.
«До следующих выборов, запланированных на декабрь 2024 года, власть в стране вряд ли сменится. Нужно учесть, что в 2011 году был принят закон о фиксированном сроке полномочий парламента – пять лет. Его провели по инициативе либеральных демократов, согласившихся на коалицию с тори в том числе и при условии отмены права премьер-министра назначать срок выборов», – сказала «НГ» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева.
Эксперт пояснила, что исторически главы британских правительств имели возможность назначить голосование до истечения срока полномочий парламента, и они их назначали на сроки, когда рейтинг их партий был на пике (по существу – использовали административный ресурс). Третью по силе в Британии Партию либеральных демократов такое положение не устраивало в отличие от крупных партий – лейбористов и тори.
«Вместе с тем парламентский кризис 2019 года был вызван именно невозможностью провести досрочные выборы без согласия двух третей Палаты общин – так по закону 2011 года. И решена была эта коллизия только после того, как оппозиция правительству в парламенте добилась очередной отсрочки выхода Британии из ЕС до 31 января 2020 года», – напоминает Ананьева. Только тогда депутаты согласились на проведение досрочных выборов – в декабре 2019 года. На них с огромным преимуществом над оппозицией (в 80 мест) победили тори.
В целом стратегически Консервативную партию ситуация устраивает: у нее комфортное большинство в парламенте, и она свободна в проведении своих законодательных инициатив. Поскольку рейтинги тори опустились, то перспектива новых выборов является весьма отдаленной: правительство вряд ли захочет менять закон 2011 года и проводить досрочные выборы, считает эксперт.
«Что касается ближайшего будущего и возможного изменения мнения избирателя, то это предсказать тоже непросто, поскольку ситуация на британской политической арене меняется стремительно – прежде всего из-за пандемии коронавируса. Однако многое зависит от того, насколько удачным будет соглашение о брекзите с ЕС, если оно вообще будет заключено. Кроме того, идут торговые переговоры с США, а Вашингтон уже добился от Лондона важной уступки в виде отказа от сотрудничества с Huawei в деле развития сетей 5G», – отметила Ананьева.