Вице-президент США Майкл Пенс поклялся, что США не отступят под нажимом Китая. Фото Reuters
Власти США распорядились не давать членам Компартии Китая разрешения на постоянное жительство или предоставлять гражданство. Это бьет по КПК, но касается коммунистов разных стран. Впервые подобную меру применили в 1918-м, а затем в 1950-м – в разгар маккартизма. По мнению экспертов, решение отражает стремление США придать противостоянию с КНР идеологический характер, как было во время вражды с СССР. Как и тогда, есть опасность войны, но теперь ее главным театром может стать западная часть Тихого океана.
Инструкцию, носящую срочный характер, обнародовала Служба гражданства и иммиграции США: любой, кто собирается иммигрировать в Америку, «являясь членом Компартии или любой другой тоталитарной партии или ее филиала, не допускается в Соединенные Штаты».
В пояснении к документу говорится, что он представляет собой часть более широкого свода законов, принятых Конгрессом, чтобы обеспечить безопасность США.
В уведомлении не упоминается КПК как таковая, но, как отмечает газета South China Morning Post, оно придает новое измерение соперничеству между Пекином и Вашингтоном, делая упор на идеологии. База для подобных рестрикций была заложена в 1918 году. Принятый тогда закон классифицировал коммунистов, анархистов и других подобных элементов из-за их политических связей угрозой для безопасности. Эту линию продолжил закон о внутренней безопасности, принятый в 1950 году. Он запретил иностранным членам коммунистических или тоталитарных партий становиться натурализованными гражданами США.
Согласно данным американского Института миграционной политики, в 2018 году в США жили 2,5 млн китайских иммигрантов. Но официальных сведений о том, сколько среди них членов КПК, нет. Характерно, что КПК отнюдь не поощряет чиновников с партбилетами к тому, чтобы они обзаводились иностранными паспортами или американскими грин-картами. Напротив, закон запрещает китайским гражданам иметь двойное гражданство. А если кто это правило нарушит, то того исключат из партии.
Анализируя состояние китайско-американских отношений, Financial Times указывает на сходство с тем, что происходило, когда существовал Советский Союз. Ключевым моментом начала холодной войны стала речь Уинстона Черчилля в Фултоне в 1946 году. А стартом второй холодной войны можно считать выступление вице-президента США Майкла Пенса в Институте Гудзона в Вашингтоне в октябре 2018 года. «Китай хочет ни много ни мало, а вытолкнуть США из западной части Тихого океана. Но ему этого не удастся добиться. Нас не запугать, и мы не отступим», – декларировал вице-президент. Далее он предупредил, указав на политический строй Китая: «Страна, которая угнетает свой народ, редко на этом останавливается».
Историку это кажется до боли знакомым. Снова США смотрят в лицо соперничающей сверхдержаве. Опять разворачивается военная конфронтация. Только в этот раз главным театром служит не Европа, а Тихий океан. Снова конфликт изображают как столкновение свободного мира и диктатуры. Сходство подчеркивается еще и тем, что Китайской Народной Республикой, как и Советским Союзом, управляет Коммунистическая партия.
Как отмечает Джозеф Най, профессор Гарвардского университета, отношения США–Китай сейчас на самом низком уровне за последние 50 лет. Хуже того, как в холодную войну, мир все больше раскалывается на два блока: один смотрит на Вашингтон, другой – на Пекин.
К чему это может привести? В беседе с «НГ» Алексей Маслов, и.о. директора Института Дальнего Востока РАН, отметил: «Китай неоднократно заявлял, что ни в коем случае нельзя идеологизировать отношения США и Китая. То есть Китай хочет это представить как чисто экономическое противостояние. А американцы хотят перевести его в сферу коммунистической идеологии. Китаю здесь нечем ответить напрямую. Не станет же он запрещать въезд к себе в страну по принципу партийной принадлежности американским сенаторам или другим политикам. Я думаю, что Китай станет активнее бороться с США в рамках международных организаций, таких как БРИКС и ШОС».
Что касается воздействия решения службы иммиграции США на возможности для китайцев получить в Америке образование, то там обучается сейчас около 260 тыс. китайских студентов. И только единицы из них, учитывая возраст, состоят в партии, пояснил эксперт. Так что на обучении студентов запрет не скажется. Он скажется на среднем и высшем китайском менеджменте. Американцы проводили для него курсы повышения квалификации с целью внедрить свою идеологию, прежде всего идеологию управления. Теперь никакого обучения для этой категории не будет. С другой стороны, американцам технически проверить членство в КПК очень сложно.
«Думается, американцы вводят это ограничение ради того, чтобы настроить против руководства КНР тех менеджеров крупного китайского бизнеса, которые раньше надеялись получить долгосрочные визы США и перевести туда капиталы», – заключил Маслов.