Когда речь заходит об оборонных расходах, члены Конгресса проявляют редкостное единство. Фото Reuters
Подавляющее большинство членов Палаты представителей Конгресса США высказались за проект закона об оборонном бюджете на 2021 год. Теперь Дональд Трамп не сможет наложить вето на этот документ, хотя там есть пункты, которые его категорически не устраивают. В частности, ему не удастся добиться принятия положений, позволяющих наказать соцсети за цензуру его записей и дающих право не переименовывать военные объекты, названные в честь генералов-рабовладельцев.
За законопроект высказались 335 парламентариев, а против – всего 78. Учитывая, что почти 80% членов нижней палаты Конгресса поддержали принятие оборонного бюджета, Трамп не сможет наложить на него свое вето. По сравнению с аналогичным документом на 2020 год оборонный бюджет теперь будет несколько меньше – 740 млрд долл. против 750 млрд. Это связано с сокращением контингента США за рубежом. На базовые нужды Пентагона, связанные с поддержанием боеспособности войск, будет потрачено 635 млрд долл. Это примерно столько же, что и в 2020 году. В числе упомянутого в документе – трехпроцентное повышение зарплат военнослужащим. Одно только это делает проблематичным неприятие законопроекта сенаторами. В начале 2021 года в Джорджии предстоит второй тур выборов членов верхней палаты Конгресса. Поэтому партия, которая провалит принятие популярной среди избирателей меры, пошла бы на неоправданный риск.
Однако оборонный бюджет США был всегда интересен не только расходами на собственно военные нужды, но и санкционными механизмами, которые в него обычно закладываются. В этот раз в законопроекте не прописано ничего неожиданного. Там, в частности, упомянуты давно анонсированные и обсужденные санкции против Турции за покупку российских ЗРК С-400 и против «Северного потока − 2». Как и в бюджете на 2020 год, меры воздействия будут направлены на компании, предоставляющие страховые и сертификационные услуги, необходимые для завершения строительства этого газопровода. Кроме того, в законопроекте говорится о санкциях против юридических лиц, участвующих в модернизации и поставках сварочного оборудования для проекта. Западные комментаторы еще в 2019 году, когда аналогичные санкции впервые были введены, говорили о смерти «Северного потока − 2». В России утверждали обратное. 2021 год будет годом проверки того, чья позиция по поводу газопровода вернее.
Лично для Трампа принятый оборонный бюджет – поражение. В документе, насчитывающем 4,5 тыс. страниц, его не устраивало совсем немногое. Трамп настаивал на отмене 230-го раздела, предусматривающего соблюдение правил приличия в коммуникациях. Он позволяет технологическим компаниям не нести ответственность за обращение с контентом на их платформах, а также за его содержание. Сам Трамп столкнулся с тем, что ряд его публикаций в соцсетях подвергались цензуре – или тому, что он сам считает таковым. Например, в Twitter появлялись уведомления, что президент публикует недостоверный контент. Наконец, Трамп выступает против переименования военных баз (Форт-Брэгг, Форт-Худ и Форт-Бэннинг), названных в честь генералов Конфедерации – Джона Худа, Брэкстона Брэгга и Генри Бэннинга. Переименовать их требовали движение Black Lives Matter и Демократическая партия, особенно ее левое крыло. Новый военный бюджет вопреки возражениям президента дает такую правовую возможность. Плохо для Трампа также то, что он не нашел поддержки однопартийцев. Среди одобривших законопроект – главный республиканец в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Мак Торнберри. Это означает, что та часть Республиканской партии, которая связана с ВПК, безусловно, выступает за принятие документа в его нынешней редакции. n