Китайские корабли береговой охраны часто заходят в территориальные воды Вьетнама. Фото Reuters
В 2020 году репутация Китая в глазах Запада, да и в развивающемся мире, как показали опросы, ухудшилась. Многим не понравилось, что Пекин изображает успех в борьбе с пандемией как свидетельство превосходства его политической системы. Сыграла негативную роль и прямолинейность, с которой китайские дипломаты дают публично отпор критикам политики Пекина. Вместе с тем, по мнению экспертов, поскольку мощь КНР растет и она чаще использует силу для подкрепления своих территориальных претензий, избежать обострения противоречий между Китаем и США, а также их союзниками было невозможно.
Американский журнал Foreign Policy утверждает, ссылаясь на источники, что оперативники китайской разведки украли «чувствительные» материалы, включая сведения об американских госслужащих, и затем использовали их для разоблачения и слежки за агентами ЦРУ в Европе и Африке. Этого китайцам удалось достичь благодаря тому, что они процедили с помощью обработки больших данных весь массив похищенной информации.
Никаких подтверждений достоверности этого сообщения издание не приводит. Но оно укладывается в канву развернутой Вашингтоном кампании в СМИ о том, что Китай хочет навязать миру коммунистическую идеологию и угрожает национальной безопасности США. Эта версия, многократно озвученная Белым домом и сотрудниками нынешней американской администрации, а также то, что сам Китай восхваляет свои достижения в восстановлении роста экономики, сказались отрицательно на международном авторитете КНР.
Как ни парадоксально, отношение к Китаю ухудшилось и из-за того, как Пекин подает для внешнего мира свои бесспорные успехи в схватке с вирусом. КНР заявляет, что помогла другим государствам выиграть «драгоценное время» для подготовки здравоохранения к надвигающемуся бедствию, но на Западе распространено мнение, что Китай что-то скрывает, что его действия в борьбе с пандемией непрозрачны. «Негативные взгляды на Китай достигли самого высокого уровня в Испании, Германии, Канаде, Нидерландах, США, Британии, Южной Корее, Швеции и Австралии», – пишет газета South China Morning Post, ccылаясь на опросы, проведенные исследовательским центром Pew.
Разговоры о том, что, подавив в основном эпидемию, Поднебесная продемонстрировала превосходство «социализма с китайской спецификой» над либерально-демократическими системами, получили благоприятный отклик внутри страны, но отнюдь не во внешнем мире. Там с подозрением воспринимают и то, что Китай конкурирует с другими странами в продвижении своих вакцин и постоянно напоминает о безвозмездных поставках медицинского оборудования и масок его партнерам.
Жан-Пьер Кабестан, эксперт Баптистского университета в Гонконге, говорит: «Испытания китайских вакцин проходят без выполнения необходимых процедур. Есть огромный недостаток доверия к китайским вакцинам. В Гонконге, да и во всем мире, это чувствуют».
В беседе с «НГ» Александр Лукин, глава департамента международных отношений ВШЭ, отметил: «Главным вызовом для Китая в уходящем году стали обострение отношений с США и пандемия. С пандемией он довольно хорошо справился. Идет восстановление экономики. Однако престиж Китай действительно потерял. Но не из-за того, что скрывал правду о коронавирусе. Престиж Пекин потерял скорее из-за нового дипломатического стиля, когда китайские дипломаты всех поучают, что надо делать, ругают. Это стиль, который называется «дипломатия волков».
По опросам общественного мнения, положительное отношение к Китаю в мире падает. Хорошее на 10% сократилось, а отрицательное увеличилось. А ведь китайская экономика может существовать и развиваться только в условиях хороших отношений с другими странами. Она очень сильно завязана на экспорт и на мировые рынки. Если отношения будут ухудшаться, то это рано или поздно скажется на внешней торговле Китая, заключил Лукин.
Однако Foreign Affairs утверждает, что не только мощь, но и аппетиты Китая растут. Это находит отражение в том, что он более жестко действует в ходе территориальных конфликтов с соседями, такими как Индия, Вьетнам и Япония, а также оказывает политический нажим на Тайвань, подкрепляя его маневрами вооруженных сил. Это, по мнению журнала, чревато опасностью нового всплеска напряженности между Пекином и Вашингтоном в ближайшее время.