Покинуть Республиканскую партию, чтобы потом триумфально туда вернуться – возможно, в этом хитрый замысел Трампа. Фото Reuters
В день инаугурации Джозефа Байдена газета Wall Street Journal сообщила со ссылкой на информированные источники, что Дональд Трамп обсуждает создание собственного политического проекта – Патриотической партии. Ни опровергать, ни подтверждать эту информацию теперь уже бывший хозяин Белого дома пока не стал. Но, судя по его действиям, он вполне может пойти путем создания своей партии.
Эту идею Трамп обсуждал с несколькими помощниками и людьми из своего окружения, пишет Wall Street Journal. Газета утверждает, что разговоры о собственной партии велись в течение нескольких дней. То есть в тот самый момент, когда все внимание американского общества было приковано к предстоящей инаугурации, которая могла не пройти гладко из-за угроз радикальных трампистов и ультраправых. Это уже само по себе говорит, что Трамп относится к идее создания собственной партии всерьез.
В пользу правдивости информации газеты – одно из последних решений уходящего президента. Он помиловал 73 человека, в числе которых – его бывший советник Стивен Бэннон. Отношения с ним у Трампа в последние годы были сложными. Однако Бэннон при создании новой партии, призванной атаковать вашингтонский истеблишмент, может пригодиться. Он, даже став фигурантом уголовного дела о мошенничестве и растрате средств на создание стены между Мексикой и США, сохранил репутацию человека-символа, идеолога американских крайне правых.
Название для нового проекта, которое, если верить Wall Street Journal, предложил лично Трамп, не блещет оригинальностью и вызывает у американцев четкие исторические ассоциации. В 1960–1970-х Патриотической партией называлось политическое крыло левацкой организации «Черные пантеры», объединявшей афроамериканцев. В начале 1990-х это название закрепил за собой человек прямо противоположенных политических взглядов – миллиардер Росс Перро. Он сотворил сенсацию на президентских выборах 1992 года, заняв третье место и набрав 18% – больше, чем набирал за весь XX век какой-либо кандидат не республиканец и не демократ. Этот успех для Перро оказался единственным. Его Патриотическая партия распалась в начале 2000-х, подтвердив тем самым расхожую истину, что третья сила в американской политике давно стала лишней.
Впрочем, прогнозировать неуспех Трампу можно, только если считать, что он действительно нацелился на долгосрочный политический проект. В связи с этим вспоминается «Движение чаепития» – объединение консервативно-либертарианских политиков, существовавшее при Бараке Обаме. Во многих отношениях его можно назвать идеологическим предшественником трампизма. «Движение чаепития» было надпартийным, в него входили и демократы, и республиканцы. Но в итоге оно влилось в Республиканскую партию, при этом существенно изменив ее. Возможно, на нечто похожее рассчитывает Трамп, затевая собственный политический проект.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» заметил, что сейчас Республиканская партия, как и вся американская политика, находится на распутье. Ее истеблишмент выступил против Трампа. А обычные республиканцы, напротив, всецело на его стороне. «Произошла трампизация партии снизу. В результате у республиканцев сейчас нет никакого другого лидера общенационального масштаба, кроме Трампа, и пока не видно, кем они могут его заменить», – говорит Васильев. По его мнению, политическое будущее Трампа зависит от политики Байдена. Она может оказаться неуспешной, и кризис, вызванный коронавирусом, не будет преодолен. Наконец, нельзя исключить, что левые демократы получат реальные рычаги власти и тогда начнется, по выражению Трампа, «социализация Америки». «В этом случае настроения американцев качнутся вправо. Люди будут говорить: смотрите-ка, а Трамп все верно говорил», – полагает Васильев.