Александр Лукашенко отдает последние распоряжения накануне народного форума. Фото с сайта www.president.gov.by
Александр Лукашенко заявляет, что Всебелорусское собрание будет рассматривать самые актуальные вопросы, главный их которых, по его мнению, экономика. Никаких ранее заявленных планов обсуждения конституционной реформы власти не анонсируют. Эксперты считают, что белорусский руководитель не собирается ничего менять в государственном устройстве, а собрание использует для создания видимости демократии и легитимации своей власти.
«Это важнейшее событие в жизни страны, и мы обязаны провести его на самом высоком уровне», – заявил Александр Лукашенко во вторник, открывая совещание по вопросам подготовки и проведения Всебелорусского народного собрания (ВНС). Оно пройдет в Минске 11–12 февраля. Помимо общих распоряжений обеспечить достойный прием его участникам он высказался и о повестке дня. «Формат форума надо эффективно использовать для решения наиболее актуальных вопросов», – цитирует распоряжение Лукашенко его пресс-служба. «Во главе угла всех вопросов – экономика и насущные вопросы жизни людей: ценообразование, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, рабочие места, заработная плата и так далее», – считает он. Впрочем, одним предложением он отметил, что граждане вносят предложения и по вопросам общественно-политического развития страны, однако в обнародованных материалах совещания эта тема развития не получила. Не было вопросов, касающихся государственного устройства, и в ранее обнародованной повестке дня. Согласно ей делегаты ВНС будут обсуждать программу социально-экономического развития страны на новую пятилетку.
Напомним, что главная интрига Всебелорусского народного собрания – это его повестка дня. На пике политического кризиса, когда кресло под Лукашенко качалось особенно активно, он обещал и народу, и оказавшему ему поддержку российскому руководству, что проведет конституционную реформу, затем новые выборы и уйдет с поста президента. «Наверное, я пересидел. Утюг включил – Лукашенко. Чайник, телевизор – Лукашенко. Наверное, части людей надоело», – признавался тогда Лукашенко. Согласно его логике, которую он не раз излагал, конституционная реформа должна перераспределить полномочия между ветвями власти, забрав их у президента. Передавать свои «царские» полномочия кому-то другому Лукашенко не хотел. «Нельзя эту Конституцию отдавать непонятно кому. Потому что будет беда. Я этого больше всего боюсь», – говорил он рабочим Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в августе прошлого года, когда они кричали ему «уходи».
Применительно к теме Всебелорусского собрания Александр Лукашенко выдвигал несколько идей. Сначала он не исключал, что проект той самой новой Конституции, после принятия которой он уйдет, будет обсуждаться на этом собрании. Затем предлагал передать ему часть президентских полномочий. Речь шла о том, что делегаты ВНС будут избираться на пять лет и собрание будет органом, которому станут подчиняться парламент, министры и главы местных администраций. Эксперты тогда предположили, что Лукашенко намерен создать нечто наподобие политбюро ЦК КПСС и возглавить его, формально покинув пост президента, но фактически сохранив власть.
Однако по мере нарастания репрессий в стране (по данным правозащитников, в январе было вынесено 46 приговоров по уголовным делам, возбужденным в ходе протестов) Лукашенко поверил, что смог задавить протест, и решил ничего не менять, а спокойно править дальше. Такой вывод делают эксперты на основании его заявлений. «В упрек мне ставят: первое – передайте президенту, чтобы он больше не говорил, что не хочет быть президентом», – заговорил он снова о том, что его якобы народ просит остаться. Он вспомнил о 80% отданных за него голосов и 6 млн отдавших за него свой голос, хотя даже согласно данным ЦИКа за него проголосовали 4,6 млн избирателей. Впрочем, итоги выборов не признали ни белорусское общество, ни мир. Кроме того, тема Конституции как-то незаметно исчезла из обсуждения. Власти пообещали ее подготовить в течение 2021 года.
Сейчас эксперты называют разные причины того, зачем Александру Лукашенко нужно это собрание. «С помощью этого собрания необходимо доказать, что у нас все в порядке, ничего чрезвычайного не происходит, а революция 2020 года – это какой-то короткий досадный эпизод, который нужно быстрее забыть», – писал по этому поводу политолог Валерий Карбалевич. На прошлой неделе в режиме онлайн состоялось заседание Экспертно-аналитического клуба, на котором обсуждались перспективы и значение Всебелорусского народного собрания. Видео заседания опубликовал организатор дискуссии – аналитический мониторинг Belarus in Focus. Общий смысл высказываний экспертов: собрание – это имитация демократии, «форма легитимации» Лукашенко и «шестое колесо» в телеге власти.
«Никаких намеков на важные и принципиальные изменения. В плане содержания – это будет пустое мероприятие, но в плане символизма что-то новое может быть», – считает директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Петр Рудковский. Эксперт называет три возможные цели ВНС. Во-первых, это «дань традиции: до этого года такие собрания проводились, значит, должны и теперь», рассуждает он. «Вторая цель – каким-то образом подправить, подремонтировать легитимность Лукашенко и действующей власти в целом», – считает Петр Рудковский. Эксперт убежден, что вскрывшиеся масштабы фальсификаций полностью разрушили легитимность Лукашенко внутри страны. «На этом собрании будет продемонстрирована неслыханная поддержка Лукашенко. Демонстрация единодушия, согласия и оптимизма будет больше, чем в прошлые годы», – полагает он. При этом напоминает историю румынского диктатора Николае Чаушеску, речь которого в ноябре 1989 года прерывали аплодисментами 62 раза, что не помешало уже в декабре расстрелять его. Третья цель ВНС, по мнению Петра Рудковского, – протестировать это собрание на предмет преобразования в будущем в некий легитимный орган «наивысшего народовластия» по примеру конгресса Муаммара Каддафи.
Впрочем, Петр Рудковский, а также ряд других аналитиков не исключают, что на собрании могут быть и сюрпризы. Доказательство тому – проведенная втайне, чтобы не будоражить общество, инаугурация Лукашенко. В частности, политолог, академический директор SYMPA, исследовательница университета Витовта Великого (Литва) Татьяна Чулицкая считает, что на ВНС могут или представить проект Конституции, или хотя бы обозначить сроки его подготовки.
Оппоненты Лукашенко, исходя из того, что неконституционный орган ВНС (его нет в законодательстве Белоруссии) может принять судьбоносные для страны решения, предупредили, что все делегаты попадут в санкционные списки. Как заявлял один из лидеров протестов Павел Латушко, своим участием в ВНС его делегаты нарушают Конституцию Республики Беларусь (РБ) и закон о республиканских и местных собраниях. Им грозит от 2 до 10 лет лишения свободы, если собрание ограничится рассмотрением традиционных вопросов о социально-экономических планах на пятилетку, и 10–15 – если решения приведут к конституционному перевороту.
Комментируя последние заявления Лукашенко, эксперты все чаще говорят о его оторванности от реалий и нежелании признавать действительность. Так, на совещании во вторник он говорил о тысячах делегатов, выдвинутых трудовыми коллективами, которые ждут от форума важных для себя решений. Тогда как, даже согласно официальной информации, трудовые коллективы не выдвигали в этом году никаких делегатов на ВНС. Его участники – депутаты местных советов и представители провластных общественных объединений, выбранные кулуарно. Согласно последним опросам Chatham House, только около 20% белорусов склонны доверять власти в целом и этому собранию в частности. Ну и наконец, по оценкам экспертов, самое главное, что сейчас волнует белорусов, – это политический кризис и пандемия, в то время как власти именно это игнорируют. Интернет-издание Naviny.by пишет о том, что белорусы стали больше пить (на 6% рост потребления алкоголя) и чаще искать в поисковике успокоительные. «Граждане лишились чувства безопасности, испытывают страх из-за политической ситуации в Беларуси», – приводит издание слова правозащитника Сергея Устинова. «Мы уже вошли в период обострения всех психических заболеваний и нарастания употребления психоактивных веществ, легальных и нелегальных», – говорит психотерапевт Андрей Бутько. Белорусы находятся на пороге великой депрессии, констатирует издание.
Минск