Журналистов судят за репортажи с акции памяти Романа Бондаренко. Фото Reuters
Во время нынешних протестов власти Белоруссии объявили охоту на журналистов. За решеткой по уголовным статьям находятся девять представителей СМИ. Освободить их призывают международные организации, отдельные страны и коллеги со всего мира.
Первый процесс над журналистами начнется 9 февраля. Судить будут Екатерину Андрееву и Дарью Чульцову за то, что они вели прямой репортаж с акции протеста во дворе, где до смерти избили 31-летнего активиста Романа Бондаренко. Власти расценили прямой эфир с места событий не только как активное участие в акции, «грубо нарушающей общественный порядок, но и руководство ею». В результате их действий была нарушена работа общественного транспорта, утверждается в обвинении. В частности, были остановлены 13 автобусных маршрутов, три троллейбусных и три трамвайных. Ущерб «Минсктранс» оценил в 11 562 белорусских рубля и 14 копеек (около 4,5 тыс. долл.). Девушки находятся в заключении с 15 ноября. Им грозит до трех лет лишения свободы.
В своих письмах они рассказывали о жестоком обращении с ними в заключении, угрозах в свой адрес. В камере на четверых находилось 11 человек, спать приходилось вповалку на грязных матрасах без постельного белья. Сотрудники тюрьмы на замечания, что это пытки, смеялись и говорили, что они получают удовольствие. Как утверждают родственники девушек, они не раскаялись в том, что хорошо делали свою работу. «Мое дело от начала и до конца сфабриковано, причем сфабриковано весьма неумело. Я считаю это местью спецслужб за профессиональную журналистскую деятельность», – написала Екатерина Андреева в своем заявлении для прессы, которое передала на волю накануне суда. «По их замыслу, заключение должно было сломить меня и заставить усомниться в правильности выбранного пути. Однако ничего подобного не произошло. Это время в СИЗО только закалило мой характер», – заявила она. Журналистка обратилась к судьям с предложением «разорвать цепь исполнения преступных приказов».
Канал «Белсат», на котором работают девушки, накануне также сделал официальное заявление с требованием немедленно освободить девушек. «Наши репортеры выполняли свою работу – готовили материалы для телеканала «Белсат»… обвинения в адрес обеих журналисток абсурдные. Они не управляли «групповыми действиями, которые грубо нарушают общественный порядок»… Они освещали жесткий разгон мирной демонстрации на месте задержания активиста Романа Бондаренко – человека, который сделал замечание неизвестным в штатском, чтобы они не срывали белорусскую символику. В результате он, не приходя в сознание, умер в больнице», – говорится в заявлении. Выполнение журналистской работы не должно наказываться, отмечается в нем.
Екатерину Андрееву и Дарью Чульцову вместе с другими представителями СМИ правозащитники признали политзаключенными. Всего их в стране 220. Впрочем, это только те, кого правозащитники наделили данным статусом. Хотя, по сути, политзаключенные – это все, кто сейчас сидит в тюрьме из-за своего участия в протестах. По данным правозащитного центра «Весна», за время нынешней президентской кампании в Белоруссии было возбуждено более тысячи уголовных дел, по ним за два последних месяца уже вынесено более 100 приговоров. В ходе протестов журналистов задерживали 480 раз, зафиксировано 97 случаев, когда журналисты отбывали административный арест, было зафиксировано 62 факта насилия в отношении журналистов, сообщает Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ).
Сами белорусы подписывались под петицией с требованием освободить журналистов. Международные организации, союзы журналистов, политики и мировые лидеры обращали на это внимание властей Белоруссии. В своем специальном заявлении британская правозащитная организация Article 19 отмечает, что обвинения, предъявленные журналисткам, противоречат международным стандартам в области прав человека, а их преследование – нарушение права на свободу выражения мнения.
5 февраля с открытым письмом к властям, международным структурам и гражданам Белоруссии обратились ветераны белорусской журналистики и руководители независимых СМИ страны (под письмом 22 подписи). «То, что сегодня происходит со стороны государства и его силовых структур по отношению к независимой белорусской журналистике и журналистам, трудно даже назвать давлением, попытками ограничить ее возможности и влияние. Это самое настоящее удушение свободы слова», – говорится в нем. «Каким законом можно оправдать исчисляемые сотнями задержания журналистов во время исполнения ими профессиональных обязанностей, применение к ним насилия и административного произвола?!» – задаются вопросом авторы письма. «Убивая гарантированную Конституцией свободу слова, свободную от пропагандистских измышлений журналистику, вы убиваете государство, от имени которого творите зло», – утверждают они и призывают «вернуть страну к закону и правде».
В понедельник заявление с призывом освободить журналистов «немедленно и безусловно» и прекратить их преследование опубликовало посольство США в Минске. Дело против Екатерины Андреевой и Дарьи Чульцовой «является одним из множества примеров, демонстрирующих продолжение политически мотивированных манипуляций законом со стороны властей с целью заставить СМИ замолчать», говорится в заявлении.
Следующий суд, в котором фигурируют журналисты, начнется 19 февраля. Судить будут врача больницы скорой медицинской помощи Артема Сорокина и журналистку TUT.BY Катерину Борисевич. Их дело также имеет отношение к убийству Романа Бондаренко. Врач сообщил, а журналистка написала, что Роман Бондаренко, вопреки заявлениям властей, был трезв. За решеткой они находятся с 19 ноября. Их обвиняют в раскрытии врачебной тайны. Им также грозит до трех лет лишения свободы.
По делам остальных журналистов, находящихся в заключении, еще идет следствие. Команда журналисткой мастерской «Пресс-клуб» (основательница Юлия Слуцкая, финансовый директор Сергей Ольшевский, программный директор Алла Шарко и оператор, сын Юлии Петр Слуцкий) находится за решеткой с 22 декабря. Юлию Слуцкую обвиняют в неуплате налогов, остальных – в пособничестве. С ними по одному делу проходит Ксения Луцкина. Она бывший сотрудник госканала. Подробной информации о деле нет, однако эксперты полагают, что дело «Пресс-клуба» связано как раз с попыткой помочь бывшим сотрудникам госканала. Александр Лукашенко не может простить «предателей», которых, как он заявлял, «вскормил грудью», говорят местные аналитики по поводу таких дел.
Еще один журналист Андрей Александров был задержан 12 января. Его и его подругу Ирину Злобину обвиняют в финансировании протестов. Так власти трактовали то, что Андрей и Ирина оплачивали штрафы, выписанные задержанным на акциях, из средств, собранных другими белорусами в фонд солидарности. Будучи журналистом Андрей Александров пострадал не за свою профессиональную деятельность, а за активную жизненную позицию.
«В Сети власти проиграли, отсюда и желание придушить независимую журналистику», – комментировал «НГ» причины гонений на журналистов политолог Валерий Карбалевич. Повышенное внимание к тем, кто вел прямые репортажи с акций протеста, эксперт объясняет тем, что они «имели большой медийный эффект» и «показывали, что происходит в Беларуси». «Власти решили ударить по зеркалу, которое отражает эту реальность», – констатировал Карбалевич. «Сейчас, когда идет такая серьезная зачистка всего пространства, неподконтрольного власти, понятно, что журналисты попадают под репрессии одними из первых», – отметил он.
Минск