Спикеру Рады Дмитрию Разумкову украинцы доверяют больше, чем президенту. Фото с сайта www.rada.gov.ua
На фоне недовольства действиями власти и недоверия к государственным институтам в Украине не наблюдается массовой готовности к акциям протеста. По данным Киевского международного института социологии (КМИС), 38% граждан приняли бы в них участие, но 57% не готовы выступать против власти. Эта ситуация напоминает настроения накануне майдана 2013–2014 годов.
В ноябре 2013 года о неготовности к участию в акциях протеста, согласно опросам КМИС, заявили 56,4% украинцев, годом ранее было 59,1%. После майдана этот показатель держался на высоком уровне. В конце 2016 года, когда Петр Порошенко, как сейчас Владимир Зеленский, приближался к экватору президентского срока, только 45,6% украинцев сказали, что не готовы выражать протест ни в какой форме.
Сейчас относительно высокий уровень готовности к участию в протесте демонстрируют западный и восточный регионы Украины. Но и в них 57,3% и 59,3% граждан соответственно заявили, что не собираются участвовать в акциях. На юге Украины 62,6% не настроены на протест, а в центре – 52,2%. Любопытно, что большинство украинцев сейчас, как и прежде, не поддерживают бунт, а возлагают надежды на мирный формат привлечения внимания власти. Так, из предложенного социологами списка форм протеста 15,8% выбрали пункт «участие в избирательной кампании», 12,7% – «сбор подписей под коллективными обращениями», 10% могли бы выйти на санкционированные митинги. Такие формы, как «захват административных зданий», «создание независимых от власти вооруженных формирований», «пикетирование государственных организаций», «бойкот решений власти» и т.п. практически не имеют приверженцев.
Ранее фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива выяснил причины, по которым украинцы готовы протестовать: закрытие предприятий (38%), ухудшение медицинского обслуживания (36%), повышение тарифов на коммунальные услуги (36%), ухудшение условий жизни (35%). Кроме того, среди причин назывались «произвол органов власти», «преступления правоохранителей и судей». Этот список в целом напоминает перечень претензий, которые предъявлялись власти накануне майдана, но с тем примечанием, что в 2013-м на территории Украины не было военных действий. Теперь этот фактор учитывается населением.
Поправка на войну несколько лет назад внесла коррективы в восприятие рядовыми гражданами социальных институтов, у общества появились новые фавориты в рейтинге доверия. Опрос КМИС показал, что сейчас самым высоким доверием в Украине пользуются волонтеры, помогающие ВСУ (74%), а также волонтеры, помогающие переселенцам из зоны боевых действий (66%), столько же (66%) доверяют украинской армии. Своим соседям, людям, проживающим в одном населенном пункте, доверяют 67% украинцев. «В то же время прослеживается региональная специфика: с Запада на Восток уровень доверия снижается (в меньшей мере это касается волонтеров, помогающих переселенцам). Уровень доверия к волонтерам, помогающим армии, снижается с 85% в западных областях до 63% в восточных. К армии – 79% на западе и 46% на востоке. Относительно доверия к церкви в западных областях доверяют 73%, в других регионах – 43–46%», – сказано в отчете по итогам исследования.
КМИС указал, что уровень недоверия превышает уровень доверия к президенту (доверяют 34%), Верховной раде (доверяют 12%), правительству (доверяют 14%). В 2018 году уровень доверия к президенту составлял 16%, парламенту – 8%, правительству – 11%. Украинцы традиционно не доверяют правоохранительной и судебной системам. Еще один соцопрос, результаты которого во вторник представил Центр Разумкова, показал, что в начале февраля 54% граждан поддержали бы отставку правительства (28% не поддержали бы), 52% – за досрочный роспуск и перевыборы Верховной рады (31% против), досрочное прекращение полномочий президента и внеочередные выборы главы государства поддержали бы 49%, не поддержали бы 34%.
Центр Разумкова указал, что 70% населения убеждены в неправильном направлении развития событий в стране. При этом 69% считают, что в Украине тяжелая экономическая ситуация (2% считают, что все хорошо, а 26% назвали ситуацию «не плохой и не хорошей»). Социологи отметили, что люди не верят в возможность быстрых перемен к лучшему. Только 16% сказали, что Украина способна преодолеть существующие проблемы в течение нескольких лет, 51% допустили такую возможность в отдаленной перспективе, 20%, то есть каждый пятый, не верят в то, что страна вообще способна решить накопившиеся проблемы.
Отметим, что как раз на этой неделе глава правительства Денис Шмыгаль подтвердил, что до конца отопительного сезона сохранится госрегулирование цен на газ. Это означает временное снижение тарифов. Однако их уровень, а также тактические решения правительства не устраивают большинство граждан. Рядовые украинцы требуют от власти вначале обеспечить возможность зарабатывать, как в Европе, а затем вводить европейский уровень тарифов. Шмыгаль на днях заявил, что в течение ближайших 10 лет средняя украинская зарплата достигнет показателей Польши и Словакии. Но этому обещанию, как видно по результатам соцопроса, не верят. Экономист Юрий Гаврилечко в колонке для «Главреда» отметил, что это не первое украинское правительство, которое рассказывает о будущем процветании на фоне деиндустриализации. «Достичь хоть какого-то положительного экономического результата нам мешает отсутствие, с одной стороны, адекватной социально-экономической политики, а с другой – вообще какой-либо политики развития государства», – считает он.
Политический аналитик Константин Скоркин в статье для Московского центра Карнеги отметил, что Зеленского еще недавно сравнивали с Виктором Ющенко, а сейчас говорят о том, что его политика схожа с линией Петра Порошенко. «Когда Зеленский только пришел к власти, от него ждали, что он покончит со старыми элитами и выстроит диверсифицированную внешнюю политику на базе национального эгоизма – не сворачивая контактов с Западом, добьется примирения с Россией. На практике осуществить это оказалось невозможно: старые элиты обложили Зеленского со всех сторон, а промежуточная позиция в условиях конфронтации России и Запада – нечто из разряда фантастики. Да и внутренняя оппозиция прочертила для нового президента такие красные линии, что нельзя было ступить и шагу». Теперь президент начал новую и рискованную политическую игру, которая многим напоминает линию Порошенко. «Но Зеленскому стоит помнить о печальном опыте Порошенко – на всякого «отца нации» найдется свой хитроумный популист, ловко пользующийся просчетами прошлой администрации», – отметил Скоркин.
Опрос Центра Разумкова свидетельствует, что украинцы разочарованы в политических лидерах, но не видят им альтернативы. «Большинство респондентов выражают недоверие ко всем политикам, чьи имена были представлены в анкете. По сравнению с другими доверие чаще выражается к председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову (ему доверяют 32%, не доверяют 53%) и президенту Зеленскому (доверяют 26,5%, не доверяют 65,5%)», – сказано в отчете. О доверии лидеру «Оппозиционной платформы – За жизнь» Юрию Бойко заявили 22%. Лидеру «Европейской солидарности» Петру Порошенко доверяют 19,5%, не доверяют 75,5%.
В случае проведения президентских выборов Владимир Зеленский сейчас получил бы в первом туре относительное большинство голосов – 23% среди тех, кто принял бы участие в голосовании и окончательно определился с выбором. За Юрия Бойко – 20% (среди определившихся), за Петра Порошенко – 18%, за Юлию Тимошенко – 11%. Во втором туре Зеленский победил бы любого из соперников. Но показатели поддержки вместе с данными о настроениях в обществе свидетельствуют, что в Украине по-прежнему силен запрос на новых лидеров.
Киев