Белорусские суды превращаются в конвейер

белоруссия, беларусь, политика, кризис, лукашенко, протест, оппозиция, репрессии, бабарико, журналистки, приговор

Дарью Чульцову и Катерину Андрееву лишили свободы на два года. Фото с сайта www.tut.by

В пятницу будет оглашен приговор волонтеру штаба экс-кандидата в президенты Белоруссии Виктора Бабарико, процесс над которым продолжается. В четверг судебный процесс по делу двух журналисток канала «Белсат» закончился шокирующим приговором: две молодые девушки на два года отправятся в тюрьму. Таким образом, белорусское правосудие приравняло освещение акции протеста к ее организации. Эксперты говорят о фактическом введении в стране чрезвычайного положения.

Суд Фрунзенского района Минска вынес приговор по уголовному делу в отношении сотрудниц «Белсата» Катерины Андреевой (настоящая фамилия Бахвалова) и Дарьи Чульцовой 18 февраля. Девушек, одной из которых 27 лет, другой – 24 года, признали виновными в «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок», и приговорили к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Преступление состоит в том, что 15 ноября они вели прямой репортаж со двора, в котором был задержан и избит до смерти 31-летний Роман Бондаренко. Молодой человек сделал замечание неким «неравнодушным гражданам» в масках, которые приехали во двор, чтобы срезать ленточки цветов национального флага, повешенные местными жителями.

Тысячи граждан пришли во двор, чтобы почтить его память и высказать свое несогласие с тем, что произошло. Катерина Андреева и Дарья Чульцова показывали происходящее в прямом эфире, задавали вопросы пришедшим. По мнению обвинения, именно это привело к тому, что в районе, где работали девушки, была остановлена работа 13 автобусных, трех троллейбусных и трех трамвайных маршрутов. «Минтранс» оценил свой ущерб от этого в 11 тыс. белорусских рублей, что эквивалентно примерно 4,2 тыс. долл.

Незаконным и «абсолютно необоснованным» назвал решение суда адвокат Катерины Андреевой Сергей Зикрацкий. Во-первых, потому, что журналистки просто транслировали то, что происходило. Во-вторых, потому, что там не было никаких действий, «грубо нарушающих общественный порядок». «Необходимо различать две ситуации: одно дело, когда, условно говоря, три человека перекрывают крупную магистраль и мешают движению общественного транспорта. В другой ситуации, когда тысячи людей собрались на крохотном пятачке на площади Перемен, чтобы выразить свой протест, и им не хватает места, то они выходят на проезжую часть. Это нельзя рассматривать как действия, грубо нарушающие общественный порядок», – считает Сергей Зикрацкий. Ну и, наконец, лингвистическая экспертиза сказанного в эфире никаких призывов к действиям, нарушающим общественный порядок, не обнаружила. Адвокат заявил, что защита намерена подавать апелляцию.

«Черный день в истории белорусской журналистики и Беларуси. Два года тюремного заключения, даже не условно, не «домашней химии», – это не умещается в голове. Беларусь находится в Европе, на улице 2021 год, а у нас сажают в тюрьму молодых девушек только за то, что они выполняют свои профессиональные обязанности», – прокомментировал приговор сотрудницам вице-директор канала «Белсат» Алексей Диковицкий.

Жесткость приговора в очередной раз шокировала местную журналистскую общественность, казалось бы, уже видавшую виды. Об этом писали журналисты негосударственных изданий в своих аккаунтах в социальных сетях, об этом заявила Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ). «Мы считаем приговор политически мотивированным, его цель – запугать всех сотрудников медиа, чтобы они не выполняли свои профессиональные обязанности по освещению общественно значимых событий в стране, что, в сущности, ведет к запрету на профессию», – говорится в заявлении организации. В связи с тем, что такие действия власти фактически нарушают право граждан на свободу высказывания мнений и распространение информации, предусмотренное Конституцией и Международным пактом о гражданских правах, БАЖ требует судебное решение пересмотреть, освободить Дарью Чульцову и Катерину Андрееву из-под стражи и прекратить преследование журналистов в стране. Также БАЖ обратился к международной общественности с просьбой поддержать эти требования.

Осудили «криминализацию журналистики» и также призвали международную общественность «к решительным действиям» Международная федерация журналистов и Европейская федерация журналистов. Президент Польши Анджей Дуда прореагировал на происходящее и призвал белорусские власти прекратить репрессии против свободы слова и гражданских прав. Польские информагентства пишут, ссылаясь на главу канцелярии президента Кшиштофа Щерского, что Анджей Дуда призвал страны ЕС реагировать на подавление прав и свобод в Белоруссии «солидарно, последовательно и решительно».

Власти продолжают политику жесточайших репрессий, пытаясь то ли найти инициаторов и организаторов протестов, то ли их назначить. Скорее второе, потому что найти их невозможно, так как их нет, считает политолог Андрей Егоров. «Протесты децентрализованы, это восстание граждан», – убежден он. Эксперт констатирует, что власти действуют так, как будто в стране чрезвычайное положение. «Репрессии направлены на нагнетание страха, наказывают всех, кто ярко проявил себя в чем-то… Наказания не релевантны содеянному – по большей части люди вообще совершенно невиновны. Такими суровыми приговорами и несоразмерностью наказания пытаются напугать всех остальных, добиться, чтобы они отказались даже от намерения предпринимать что-либо», – убежден Андрей Егоров.

«Элементы чрезвычайного положения в Беларуси действуют с августа 2020 года, среди прочего – в виде внеправовых полномочий силовых органов, серьезных ограничений на выезд из страны и осады неугодных микрорайонов», – констатирует еще один политолог, Андрей Елисеев. Поправки, которые власти собираются внести в законодательство, «можно рассматривать в качестве введения практически полноценного чрезвычайного положения без его провозглашения», считает эксперт. Речь идет о готовящихся изменениях в закон «О противодействии экстремизму». В соответствии с ними в качестве экстремистской деятельности предлагается рассматривать оскорбление и дискредитацию органа госвласти или госуправления, представителя власти, дискредитацию Белоруссии, нарушение порядка и организации и проведения массовых мероприятий. «Участие в неугодном властям мероприятии и высказывание неугодного мнения может быть широко и произвольно интерпретировано как экстремизм», – пишет Андрей Елисеев в своем аккаунте в социальной сети. Кроме того, власти намерены ввести запрет на профессию для тех, кого они признают экстремистами. После отбытия наказания за экстремизм гражданам будет запрещено в течение пяти лет заниматься медицинской, педагогической, издательской деятельностью. «Это – волчий билет и экономическая ликвидация человека. В лукашенковской «стране для жизни» никакой жизни для уличенного в «экстремизме» медика или учителя не предполагается – сначала отбывание наказания, потом пятилетний запрет на профессию», – констатирует эксперт.

Суды над инакомыслящими в Белоруссии поставлены на конвейер. В среду начался процесс по делу Белгазпромбанка, экс-глава которого Виктор Бабарико посмел претендовать на президентское кресло и стал популярнее Александра Лукашенко. 19 февраля будет оглашен приговор волонтеру штаба Бабарико, предпринимателю Левону Халатряну. Его, как и многих других, обвиняют в «грубых действиях, нарушающих общественный порядок». Обвинение запросило для него два года «химии». 

Минск

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *