Какими будут дальнейшие санкции США, во многом зависит от Меррика Гарленда. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден вводит первые с момента своего вступления в должность санкции против России. Они связаны с «делом Алексея Навального». Американские санкции введены параллельно с европейскими. По мнению экспертов, санкционное давление США на Россию будет усиливаться. А вот расследование части обвинений, из-за которых вводятся санкции, наоборот, администрация Байдена не будет форсировать.
Белый дом наглядно продемонстрировал, что в отношении России и ЕС американские власти теперь будут руководствоваться новой логикой. Если Дональд Трамп вводил санкции, не заботясь о том, что на этот счет думают европейские союзники, то Байден собрался организовать единый антикремлевский фронт Запада.
Телекомпания CNN со ссылкой на свои источники в Белом доме сообщила о введении санкций 2 марта. В этот день вступили в действие анонсированные ранее санкции Евросоюза в связи с «делом Навального». Под них попали генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, глава Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников и глава Росгвардии Виктор Золотов.
Американский черный список больше и включает в себя семь фамилий, а также 14 организаций, имеющих, по мнению властей США, отношение к производству химических и биологических веществ. Белый дом не опубликовал имена лиц и названия организаций, попавших в черный список. Известно лишь, что семь чиновников – люди «высокого ранга». Список россиян, попавших под санкции опубликовал Минфин США. В нем глава ФСБ Александр Бортников, глава ФСИН Александр Калашников, генеральный прокурор Игорь Краснов, заместители министра обороны Павел Попов и Алексей Криворучко, первый заместитель главы администрации Кремля Сергей Кириенко и глава управления Кремля по внутренней политике Андрей Ярин. Что касается организаций, то, по данным ТАСС, речь идет о российских, трех германских и одной швейцарской организациях, а также об одном «государственном исследовательском институте».
Примечательны также правовые основания для этих рестрикций. Санкции вводятся в рамках закона о контроле над химическим и биологическим оружием от 1991 года, а также двумя исполнительными указами, принятыми при президентах Бараке Обаме и Джордже Буше-младшем. Один из них подписан в марте 2014 года и касается присоединения к России Крыма. Он позволяет вводить санкции против российских официальных лиц, чьи действия представляют угрозу безопасности США – в широком понимании слова «безопасность». Второй указ датирован 2005 годом и касается борьбы с распространением массового оружия. Таким образом, санкции Байдена не являются окончательными. Список претензий к России у нынешней администрации отнюдь не ограничивается предполагаемым отравлением Навального химическим веществом «Новичок». Собственно, Белый дом уже заявил, что введенные санкции – первые из планируемых. Их планируется вводить последовательно в течение нескольких недель.
Какими будут действия администрации Байдена на российском направлении, во многом зависит от действий Министерства юстиции, которое в США одновременно является и Генеральной прокуратурой. Сейчас в Минюсте расследуется сразу несколько дел, чреватых введением антикремлевских санкций, – в частности о кибератаках американских госучреждений, а также о предполагаемом вмешательстве Москвы в американские выборы. Предложенный на пост главы ведомства экс-судья Верховного суда 68-летний Меррик Гарленд считается сторонником активной защиты прав человека как в США, так и за их пределами. Его кандидатура одобрена судебным комитетом Сената. А это значит, что скоро его утвердит и вся верхняя палата Конгресса.
Каковы бы ни были политические убеждения Гарленда, его активность на российском направлении будет ограничивать нежелание обострять обстановку в самих США. Во время слушаний в судебном комитете сенаторы несколько раз спрашивали о его отношении к расследованию спецпрокурора Джона Дарема. Оно было инициировано прежним главой Минюста Уильямом Барром. Цель расследования – выяснить, почему Трампа обвиняли в сговоре с Россией на выборах 2016 года. Гарленд дал уклончивый ответ на вопрос, прекратит ли он расследование Дарема. «Из того, что я знаю сейчас, у меня нет никаких причин, чтобы принимать какие-либо решения по этому поводу», – сказал он.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» предположил, что во избежание конфликта с республиканцами команда Байдена не станет усердствовать в проведении расследований по обвинениям в адрес России. «Санкции будут носить политический характер и вводиться сразу за все», – считает эксперт. По мнению Васильева, американский черный список оказался длиннее европейского, потому что Байден собирается побудить ЕС пойти на дальнейшие меры воздействия в отношении России. Эксперт полагает, что под ударом в ближайшее время окажется производство российской антивирусной вакцины и проект «Северный поток – 2». Тем временем глава МИД РФ Сергей Лавров пообещал не оставить введенные санкции без ответа. «Реагировать будем однозначно», – сказал он.
За санкционными новостями следили и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Никакого влияния персональные санкции на политику России доселе не оказывали и можно быть уверенными, что и впредь не окажут, — комментирует «Мейстер». — Напомним, еще вчера МИД РФ устами заместителя министра Александра Грушко пообещал, что санкции ЕС не останутся без адекватного ответа». Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов отмечает заявление американского Белого дома о том, что «США не намерены добиваться перезагрузки отношений с Россией».
«То есть все, что зарубпартнеры по обе стороны Атлантики изрыгали полтора месяца вокруг посадки Навального, обернулось скромненьким пакетом персональных санкций», — констатирует «Адекват».