В Польше пытаются оправдаться за судьбу пленных красноармейцев

россия, ссср, военный конфликт, пленные красноармейцы, история, рижский договор, столетие

Во дворе Королевского замка в Варшаве развернута выставка «Горький мир», посвященная Рижскому договору. Фото с сайта www.ipn.gov.pl

В Варшаве и Москве вспоминают события 100-летней давности. 18 марта в Риге был подписан договор, который оформил окончание польско-советской войны 1919–1921 годов, называемой в польской историографии польско-большевистской войной. Хотя документ насчитывает 26 объемных статей, он не удовлетворил ни одну из сторон. В российско-польских отношениях остаются вопросы не только хода военного конфликта, но и обстоятельств пленения красноармейцев и содержания их в лагерях для военнопленных.

Путь к подписанию Рижского мирного договора был длительным и трудным. РСФСР еще до начала войны предлагала Польше установить дипотношения и соответствующую границу, но встречала отказ. Переговоры начались во время боевых действий в августе 1920-го. Они проходили в Минске и Риге, где и был подписан договор, согласно которому граница Польши проходила значительно восточнее демаркационной «линии Керзона» между Польшей и РСФСР, предлагаемой министром иностранных дел Великобритании. «Линия» английского лорда в основном соответствовала этнографическому принципу и была рекомендована Антантой в качестве восточной границы Польши. Согласно же условиям Рижского договора, Польша захватила около 3 тыс. кв. км в Западной Белоруссии и Западной Украине с населением почти 14 млн человек, представляющих в большинстве белорусов и украинцев.

Договор был составлен невероятно скрупулезно. Тщательно прописана граница, учитывающая множество небольших деревень и даже недопустимость искусственного изменения уровня воды в пограничных реках и озерах. Обозначены право самостоятельного выбора гражданства, развитие культуры, языка, образования и выполнение религиозных обрядов. Объявлялась полная амнистия за всякие политические преступления и поступки. Подтверждалось соглашение о репатриации и содержании военнопленных. Но самое главное: договаривающиеся стороны объявили о прекращении между ними состояния войны и установлении дипломатических отношений. Однако многое оказалось гладким только на бумаге. Например, торговые соглашения были подписаны только в феврале 1939 года, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны и фактического прекращения действия Рижского мирного договора.

В Польше судьбоносный документ величаво называют Рижским трактатом. Его архивный оригинал накануне юбилея был представлен в МИДе. С началом войны он был вывезен из Варшавы, спрятан в нескольких местах, попал в СССР, а в 1950-х возвращен в Польшу. Частично деформировался, но был восстановлен. Теперь его можно увидеть на открытой во дворе Королевского замка в Варшаве выставке «Горький мир. Рижский договор 1921 года», подготовленной Институтом национальной памяти (ИНП). А в самом замке открылась экспозиция «Рижский трактат – восстановленное наследие» – о возвращенных Россией культурных ценностях.

В Варшаве состоялась презентация подготовленной ИНП на польском и русском языках книги «Военнопленные 1920». Руководитель ИНП Ярослав Шарек пояснил, что публикация разоблачает лживую историю о предполагаемых польских преступлениях против большевистских военнопленных в 1920 году. Книга почти в 300 страниц состоит из трех, как подчеркивалось, научных статей, написанных «необыкновенно профессионально» известными польскими историками. Сразу следует заметить, что публикация ИНП, основанная на польских и российских источниках, в исследования болезненной темы нового не привнесла. Тем более не смогла ответить на многие вопросы, задаваемые российской стороной относительно содержания военнопленных. Авторы как будто намеренно избегают цитирования известных источников, которые не вписываются в заранее заготовленные рамки. Особенно это касается первой статьи, которую можно назвать «Вокруг Катыни», и «Анти-Катыни», созданной, по мнению автора, в противовес открытому после замалчивания расстрелу НКВД польских солдат и офицеров по заданию Михаила Горбачева. Этот раздел написан уже закрепленными в Польше терминами и внешнеполитическим языком, описывающим «советскую оккупацию» и «коммунистическое порабощение Польши в 1944–1989 годах».

Ужасающее содержание и смерти военнопленных польская сторона по-прежнему объясняет экономическими параметрами и инфекционными болезнями, не желая приводить примеры грубого обращения с пленными и произвола лагерной администрации. Хотя еще несколько лет назад о жестоком обращении с военнопленными красноармейцами можно было прочитать на страницах польской прессы, например в Newsweek Polska.

Во вторник в Москве открылась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 годов. Рижский мирный договор». С приветственным словом к ее гостям обратился глава МИД РФ Сергей Лавров, подчеркнувший уникальность архивных материалов, многие из которых находились на особом режиме хранения, были рассекречены специально для этой выставки, прежде считались «неудобными» и замалчивались, а теперь впервые вводятся в научный оборот. «Мы – последовательные противники политизации истории, тенденциозных, однобоких ее трактовок, тем более использования событий минувших дней в узкокорыстных конъюнктурных целях. Подобная практика порочна и лишь способствует росту межгосударственной напряженности, углублению дефицита доверия… Последовательно исходим из того, что история должна объединять, а не разъединять», – заявил он. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *