Жапарову советуют умерить амбиции

киргизия, референдум, конституция, президент, жапаров, полномочия, се, венецианская комиссия

Садыр Жапаров хочет расширить президентские полномочия. Фото с сайта www.president.kg

ЦИК Киргизии зарегистрировал 15 агитационных групп на предстоящий референдум по Конституции, который состоится 11 апреля. В действующий Основной закон вносится более 80 изменений. В заключении Венецианской комиссии отмечается, что гражданам страны предлагается документ, направленный на установление жесткой вертикали власти. По мнению экспертов, принятие проекта в таком виде может привести к политическому кризису. Итоги референдума будут объявлены не позднее 2 мая.

Из 15 зарегистрированных агитационных групп 12 выступают за принятие нового Основного закона, 3 – против. Оппоненты считают, что проект сырой и принимать его нельзя. Венецианская комиссия Совета Европы, в которую обратился институт омбудсмена от имени Киргизии с просьбой дать оценку проекту Конституции, подтвердила все опасения и нарушения, о которых неустанно говорили юридическое, экспертное сообщество и гражданское общество Киргизии.

В заключении Венецианской комиссии указывается, что положения проекта нового Основного закона угрожают необходимому балансу ветвей власти. Некоторые его нормы несут угрозу защите личных свобод, имеющих существенное значение для демократии и верховенства права.

В качестве рекомендаций Венецианская комиссия предложила пересмотреть полномочия президента и необходимость создания такого института, как Народный курултай, функции которого не прописаны в законе. А также дать больше полномочий парламенту и уточнить функции генпрокурора и части положений относительно судебной системы.

Юристы правовой клиники «Адилет» подчеркивают: проект Основного закона предусматривает усиление единоличной власти президента. Нивелируется система сдержек и противовесов, являющаяся центральным звеном принципа разделения государственной власти.

Юристы отмечают, что президент, которому предстоит возглавить исполнительную власть, будет влиять на все институты, включая судебную систему. Но механизмы ответственности при этом не прописаны. Резко снижаются возможности обеспечения независимости и самостоятельности судебной ветви власти, что будет неизбежно отражаться на беспристрастности правосудия.

Доктор юридических наук Сания Токтогазиева считает, что не стоит торопиться с принятием новой Конституции. «Новая редакция Основного закона получилась сырой, существуют противоречия между статьями. Большая часть полномочий передана президенту. Мы не вносим изменения в законы, мы принимаем новую Конституцию. При этом написали ее всего за два месяца. Если мы не согласимся с рекомендациями Венецианской комиссии, то репутация Кыргызастана на международной арене пошатнется. В результате это может сказаться на инвестиционном климате страны», – полагает Токтогазиева.

По ее словам, президент Садыр Жапаров снова, как во времена Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, сможет созывать и назначить референдум. «Мы знаем, что, использовав это право, Акаев четыре раза менял Конституцию, Бакиев сделал то же самое. Это право специально отобрали у президентов, но оно возвращается. Президент вносит законопроекты в Жогорку Кенеш (парламент), определяет структуру правительства. Самое главное – назначает председателей Конституционного и Верховного судов, Нацбанка, Счетной палаты, генпрокурора и половину ЦИКа. При этом процедура импичмента усложнилась. У нас за всю историю ни один президент не подвергался такой процедуре, а сейчас это тем более будет невозможно», – отметила Токтогазиева. По ее словам, чтобы объявить президенту импичмент, нужно получить заключение не только Генпрокуратуры, но и Конституционного суда. Учитывая, что генпрокурор и председатель Конституционного суда назначаются президентом. Поэтому вряд ли процедура импичмента может быть осуществима.

Не случайно в народе новую Конституцию прозвали Ханституцией. В Бишкеке по воскресеньям проходит марш «За законность!» против изменений Основного закона и проведения референдума. Организаторы поясняют, что полномочия парламента прежнего, шестого созыва были продлены с грубыми нарушениями на целый год. По вине этих депутатов и произошел октябрьский переворот. Незаконным указом было создано Конституционное совещание, в состав которого вошли сторонники нынешнего президента Садыра Жапарова. Закон о назначении референдума депутаты также приняли с нарушениями. А это означает – действие нового Основного закона в будущем может быть признано нелегитимным. Киргизские юристы и эксперты считают, что вначале было бы правильно провести парламентские выборы, а потом принимать новый проект Конституции. А выборы в парламент перенесли на осень 2021 года.

Между тем Садыр Жапаров заявил в интервью Радио Азаттык (киргизская служба Радио «Свобода»), что ответственность за конституционную реформу будут нести парламент и конституционное совещание. Глава государства, по распоряжению которого была затеяна реформа, де-факто снял с себя ответственность за ее провал.

Впрочем, эксперты считают маловероятным, что граждане в очередной раз не одобрят новый вариант Конституции. «Ядерный электорат Жапарова еще не выдохся, он консолидирован. К тому же команда Жапарова не развалилась, хотя многие говорили, что все к тому идет. В этом плане каких-то проблем не будет. Скорее всего цифры будут схожи с теми, которые были в ходе голосования на президентских выборах и по инициации референдума 10 января 2021 года – более 70%. Но затягивать с проведением референдума по Конституции нельзя, потому как с каждым месяцем ядерный электорат Жапарова будет размываться, а противники действующей власти смогу консолидироваться, начнут войну компроматов, попытаются раскачать ситуацию в регионах. И пока этого нет, надо быстрее проводить референдум», – сказал «НГ» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Кроме того, эксперт отметил, у Жапарова пока еще есть поддержка Москвы. «Россия в ходе визита Жапарова дала понять, что поддерживает попытки перехода Киргизии от смешанной президентско-парламентской формы правления к президентской. Поэтому ничто не указывает, что референдум может провалиться. Фигур, которые могли бы возглавить сопротивление референдуму, сейчас в республике нет», – считает Грозин. Другое дело, по мнению эксперта, что власть будет пытаться натянуть явку.  

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *