Северокорейский лидер внимательно следит за тем, как прореагируют на его действия ООН и США. Фото Reuters
Совет Безопасности ООН собирается на заседание за закрытыми дверями. Там предполагается обсудить ответ КНДР, которая провела испытания баллистических ракет. США против ожиданий не предлагают жестко реагировать на действия северокорейцев. Не исключено, что Ким Чен Ын решил прибегнуть к традиционной тактике: повысить градус напряженности на Корейском полуострове, чтобы добиться выгодных для себя уступок.
Южная Корея и Япония на прошлой неделе зафиксировали два испытания баллистических ракет малой дальности. Одно прошло в воскресенье. Две ракеты были выпущены в Желтом море. Второе было в четверг в Японском море. Испытания баллистических ракет запрещены Северной Корее резолюциями ООН. Глава департамента МИД КНДР по делам международных организаций Чо Чхоль Су объяснил, что северокорейцы не признают эти резолюции, так как они ставят под сомнение неотъемлемое право страны на самооборону и являются «прямым результатом враждебной политики США».
В самих Соединенных Штатах на известие об испытаниях баллистических ракет прореагировали на удивление спокойно. «Мы рассматриваем дополнительные действия, которые мы можем предпринять», – сказала постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд. О каких-либо новых дополнительных санкциях американцы не говорят. Реакцией на испытания баллистических ракет стали консультации Вашингтона со своими дальневосточными союзниками. Так, помощник президента Джозефа Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан намерен провести консультации с представителями властей Южной Кореи и Японии.
Особенное впечатление производят слова государственного секретаря Энтони Блинкена. На брифинге 29 марта он заявил, что Соединенные Штаты в решении северокорейской проблемы рассчитывают на сотрудничество с КНР. «Это одна из тех сфер, в которых наши интересы совпадают с интересами Пекина», – сказал Блинкен. По его словам, совпадение взглядов двух стран на действия КНДР было констатировано на недавней американо-китайской встрече в Анкоридже. Со стороны КНР аналогичных признаний не было. Ранее и Блинкен не говорил о сотрудничестве с КНР по северокорейскому вопросу. Напротив, он упрекал Китай в том, что тот не в полной мере соблюдает режим международных санкций, введенных против Северной Кореи. Об этом он заявил 18 марта во время визита в Сеул. Там же он повторил старый тезис, который часто озвучивался Белым домом во время правления Дональда Трампа: Китай имеет влияние на КНДР и должен им воспользоваться, чтобы заставить Ким Чен Ына отказаться от своей ракетно-ядерной программы.
Действительно, нельзя отрицать, что КНР – единственная страна мира, способная вызвать серьезные перемены в Северной Корее. Все нулевые годы Китай оставался практически единственным торговым партнером КНДР. Через него проходила большая часть экспортно-импортных операций Северной Кореи. Именно наличие открытой границы с Китаем и экономические контакты с этой страной стали залогом успеха рыночных преобразований в КНДР, которые, несмотря на сохранение прежней риторики, до недавнего времени проводились. Впрочем, это уже дело прошлого.
В 2017–2018 годах китайско-северокорейские отношения резко ухудшились. Китай присоединился к международным санкциям против Пхеньяна. Такую позицию Пекина эксперты чаще всего называют главной причиной сворачивания рыночных преобразований, о чем было фактически заявлено на январском VIII съезде Трудовой партии Кореи (ТПК), правящей в КНДР. Изменить курс Ким Чен Ына побудила и смена президента в США. Трамп в целом старался придерживаться курса на достижение договоренности с КНДР, хотя особых успехов не достиг. Какую политику в отношении Северной Кореи собирается проводить Байден, пока остается во многом неясным. Концепцию своих отношений с этой страной Белый дом только формулирует. Соответствующий документ там обещают представить только в апреле. Остается довольствоваться тем, что говорил Байден.
Во время своей избирательной кампании он делал довольно резкие заявления в адрес КНДР и критиковал Трампа за мягкость в отношении Ким Чен Ына. Байден исключал возможность каких-либо уступок или смягчения санкций, пока в Пхеньяне не откажутся от ядерного оружия и вообще не сделают первые шаги навстречу США. На январском съезде ТПК Ким Чен Ын заявил, что первыми на уступки его страна не пойдет.
Эксперты не исключают, что ракетные запуски представляют собой обычную тактику, к которой ранее не раз прибегали северокорейцы. Она заключается в том, чтобы взвинтить ситуацию на Корейском полуострове, потом согласиться на переговоры в обмен на те или иные уступки. В данном случае – на послабления санкций или закрытие глаз на их нарушение. Если такова политика Пхеньяна, скоро станет ясно, готова ли новая администрация Белого дома играть по северокорейским правилам.