Фото с сайта аэропорта Южно-Сахалинск airportus.ru
Сегодня правительственная комиссия Сахалинской области подвела итоги конкурса по отбору инвестора, которому предстоит завершить строительство пассажирского терминала в аэропорту Южно-Сахалинска. Победителем было признано ООО «Красинвест», готовое вложить в строительство без малого 12,5 млрд руб.
За главные воздушные ворота острова развернулась нешуточная борьба между тремя частными холдингами. «Новапорт Инвест» Романа Троценко предлагал 10,01 млрд руб., АО «ДВ-Инвест», учрежденный на Сахалине «Аэропортами регионов» (входят в группу «Ренова» Виктора Вексельберга), давал чуть больше – 10,5 млрд. Но победу в конкурентной борьбе у достойных и маститых соперников, которым принадлежит значительная доля аэропортов России, вырвал «Красинвест», предложивший наибольшую сумму.
Компания далеко не новичок в аэропортовом бизнесе. Она управляет аэропортом Красноярск. В свое время она с нуля, в рекордные сроки построила новый терминал, который возглавил многочисленные рейтинги. По заявлению представителя Сахалинской области, в скором времени с компанией будет заключено соглашение о создании совместного предприятия. Заявленную сумму инвестиций победитель конкурса внесет в уставный капитал совместной с правительством региона компании, которая достроит терминал и будет им в дальнейшем управлять. При этом правительству региона будет принадлежать доля в размере 49%.
На нового подрядчика возлагается обязанность завершить монтаж корпуса здания, выполнить внутреннюю отделку помещений, установить оборудование, обустроить пропускные пункты и объекты, а также обеспечить соблюдение требований к пропускной способности терминала с учетом создания в дальнейшем дальневосточной авиакомпании, которая как раз и будет базироваться в Южно-Сахалинске. Работы по строительству будут возобновлены весной 2021 года и завершены в течение 18 месяцев. Мощность строящегося двухэтажного пассажирского терминала площадью почти 40 тыс. кв. м должна составлять 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900) и 250 пассажиров международных линий.
Стоит отметить, что руководство области крайне ответственно подошло к выбору инвестора. Обжегшись с прежним подрядчиком – «Сахалинской механизированной колонной N68», за время работы которого стоимость увеличилась с 6,7 млрд руб. до нынешних 11,8 млрд руб., правительство региона приняло решение привлечь «профессионального участника рынка», чтобы он уже на свои средства достроил объект. Такой подход неоднократно показал свою эффективность и уже имелся в арсенале кандидатов.
К потенциальным инвесторам были предъявлены достаточно жесткие квалификационные требования, где заявленные инвестиции играли далеко не ключевую роль. Большое внимание уделялось опыту строительства, эксплуатации аналогичных объектов, а также подтвержденные финансовые возможности. Только после тщательной оценки, в упорной борьбе, в которой до последнего дня не было фаворита, предпочтения были отданы «Красинвесту», который соответствовал всем критериям и предложил наибольшую сумму. Учитывая, какие сложности то и дело возникают с конкурсами вокруг аэропортов Сибири и Дальнего Востока, удивительно, как гладко и корректно прошел сахалинский конкурс. У конкурсантов нет претензий ни друг к другу, ни к руководству области, которое показало себя беспристрастным судьей. Если раньше условия зачастую строились под конкретного участника и редко обходилось без ФАС, то на Сахалине все обошлось спокойно.
Для островного региона новый аэропорт играет важнейшую стратегическую роль. Фактически, в силу географической специфичности, он является базовым способом связи не только внутри региона, где расположены более мелкие аэродромы, но и с материком и ближним зарубежьем (Япония, Китай, Корея). Увы, автомобильное и железнодорожное сообщение не смогут дать такого же экономического толчка, как авиация. Поэтому от нового подрядчика ожидается точное, своевременное и беспрекословное выполнение обязательств. Судя по реализованному «Красинвестом» проекту в Красноярске, нет никаких поводов для переживаний в части реализации проекта на Сахалине. Заявленная сумма на 3 млрд руб. больше, чем у конкурентов, – дополнительное тому доказательство заинтересованности сибирского инвестора в проекте.
«Мы получили итоговые протоколы конкурса по выбору инвестора, и наша компания объявлена победителем. Объем предложенных инвестиции говорит о серьезности наших намерений как инвестора по развитию сахалинского хаба. Конкурс был выигран в честной борьбе с другими достойными кандидатами, – прокомментировал источник в «Красинвесте». – Наша компания имеет серьезный опыт управления, инвестирования и строительства крупным транспортным объектом – аэропортом Красноярск, площадь которого около 60 тыс. кв м, а объем инвестиций за 4 года превысил 6 млрд руб. Новый терминал, который был признан одним из лучших по рейтингу журнала Forbes, был построен с нуля менее чем за два года и уже стал базой для авиакомпании «Аэрофлот». На Сахалине можно реализовать аналогичный успешный хаб с авиакомпанией «Аврора».
А в это время западнее Сахалина на Амуре продолжают кипеть страсти по приостановленному аэропортовому конкурсу. Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение между Минтрансом Амурской области и ФАС России в рамках судебного спора об итогах конкурса на реконструкцию и управление аэропортом Благовещенска по концессионному соглашению. В судебных документах говорится, что по условиям мирового соглашения Министерство транспорта области обязуется отменить результаты конкурса не позднее 1 месяца со дня вступления документа в силу. Кроме того, не позднее 15 рабочих дней с момента отмены протоколов организатор торгов должен провести повторную оценку конкурсных предложений, исключив ряд критериев. В частности, не будет учитываться объем инвестиций, оценка архитектурного облика терминала международных воздушных линий, оценка объемно-планировочных решений и эскизов внутренних помещений терминала.
Именно «Красинвест» в октябре 2020 года подал жалобу в ФАС по итогам проведенного конкурса, который в конце сентября выиграло ООО «АБС» – совместное предприятие «Новапорта» Романа Троценко и «Аэропортов регионов» Виктора Вексельберга. Антимонопольная служба тогда предписала Минтрансу Приамурья отменить итоги конкурса. Минтранс области в январе 2021 года обратился с иском в Арбитражный суд Москвы, требуя признать незаконным решение ФАС. Тогда третьими лицами были привлечены участники торгов: ООО «Дальневосточная концессионная компания» («дочка» АО «Хабаровский аэропорт» Константина Басюка), «КрасИнвест» и «АБС».
«НГ», как и ранее, продолжает следить за развитием событий в Благовещенске. Правительство
Амурской области, следуя предписаниям мирового соглашения, пересмотрит итоги
конкурса. Возможно, победителем, станет другая компания.