Депутат от Кузбасса Павел Федяев отмечает важность инфраструктурных облигаций. Фото из личного архива Павла Федяева
Одной из мер поддержки, озвученной в послании Президента, стала поддержка строительной отрасли и развитие инфраструктуры. Поддержать предлагается с помощью выпуска облигаций и выдачи доступных целевых займов на создание или обновление инженерных сетей, дорог и социальных объектов. За счет субсидий из федерального бюджета выдавать такие займы станет возможно всего под 3-4% годовых.
«Если говорить о стройке, то затраты на инфраструктуру в крупных проектах могут достигать 20% всего бюджета. С учетом таких расходов, рентабельность стройки порой бывает слишком низкой, — поясняет заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Госдумы, депутат от Кузбасса Павел Федяев. – По этой причине банк может отказать застройщику в привлечении проектного финансирования, что может иметь серьезные последствия, вплоть до заморозки проекта. Этого допустить нельзя, строительная отрасль – драйвер экономики, которая сохранилась в период пандемии лишь благодаря своевременным мерам поддержки. Инфраструктурные облигации – еще один инструмент, который поможет строителям снизить издержки и в то же время обновить коммуникации, дороги и другие объекты инфраструктуры».
Инфраструктурные облигации с государственным участием – инструмент не новый, он популярен за рубежом и успешно используется на региональном и муниципальном уровне. В США муниципальными облигациями обеспечивается около 2/3 требуемого финансирования для реализации инфраструктурных проектов, в том числе таких крупных, как аэропорты, мосты, транспортные развязки. Доходы от муниципальных облигаций в США не облагаются налогами, что также подогревает интерес инвесторов. В Европе с конца 19 века создаются муниципальные долговые агентства, первое было создано в Дании в 1898 году и работает до сих пор. В российской практике рынок инфраструктурных облигаций пока не сформировался, но уже есть несколько крупных объектов, которые были построены с привлечением подобных ценных бумаг: это обход Одинцово и платная трасса Москва — Санкт-Петербург (М11), строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, физкультурно-оздоровительный комплекс и предприятие по переработке твердых бытовых отходов в Нижегородской области.
«Среди первых регионов, которые смогут воспользоваться новой мерой поддержки, Президент назвал и Кузбасс. Сегодня регион активно строится, готовится к празднованию 300-летия. В числе крупнейших проектов – строительство обхода Кемерово — участка дороги Р-255 «Сибирь», объездной дороги вокруг Мариинска, новый терминал аэропорта, Ледовый дворец «Кузбасс», объекты культурного кластера, Московская площадь. Идет развитие туристического горнолыжного кластера Шерегеш, который тоже был назван Президентом одним из пилотных проектов в программе льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц. Строятся и планируются к строительству десятки жилых домов, с опережением графика идет переселение из аварийного жилья, – подчеркнул Павел Федяев. – Регион справляется со своими обязательствами, но с поддержкой, о которой объявил президент, процессы ускорятся. Кстати, отмечу важную деталь для застройщиков: очень важно, что погашение инфраструктурного займа идет после погашения кредита по проектному финансированию. То есть, заем не повлияет на финансовую устойчивость проекта, поэтому банки, предоставляющие проектное финансирование, должны чаще одобрять новые стройки».
ДОМ.РФ уже создал специализированное общество проектного финансирования (СОПФ), которое отвечает за выпуск облигаций на фондовом рынке, а из доходов от их размещения будет выдавать займы на строительство инфраструктуры. Планируется, что в 2021 году таких облигаций выпустят на 30 млрд рублей, на что планируется выделить 638 млн рублей. Привлеченные под облигации деньги будут выдавать в качестве займов на срок от 3 до 15 лет. После «обкатки» на пилотных регионах, практику строительства с привлечением средств посредством выпуска облигаций, распространят на всю страну.