На украинских АЗС пользуется особым спросом бензин А-95, поставляемый Белоруссией. Фото Reuters
Со следующей недели должно вступить в силу решение Совета министров Белоруссии о лицензировании импорта ряда украинских товаров. В то же время прояснится ситуация с поставками в Украину белорусских нефтепродуктов. Между двумя странами назревает торговая война, но возможности мирного выхода из ситуации еще не исчерпаны.
В Верховной раде зарегистрирован проект обращения к мировому сообществу с призывом признать «режим Лукашенко угрожающим международной безопасности» со всеми вытекающими последствиями. В понедельник председатель парламента Дмитрий Разумков сказал журналистам, что вопрос не решен, среди депутатов есть разные мнения относительно ситуации в соседней стране. «Нужно к этому подходить исключительно из интересов нашей страны. Любой нормальный, адекватный украинский чиновник всегда должен действовать в интересах в первую очередь своего государства», – отметил он.
Экономист Алексей Кущ в блоге на сайте «112.ua» отметил, что в интересах Украины было бы не враждовать с Белоруссией: «Усиливая давление на официальный Минск, мы своими руками помогаем Москве загребать жар… чем больше давление с Запада, тем сильнее дрейф этой страны на восток – в формат реального, а не бумажного Союзного государства с РФ. И от динамики наращивания санкций зависит лишь модель этого объединения: чем жестче санкции, тем глубже интеграция Беларуси и России». Для Украины это означает новые угрозы и экономические потери, отметил эксперт.
В Киеве есть и сторонники усиления давления на власть Александра Лукашенко. На днях у здания МИД Украины состоялась акция, организованная Free Belarus Center и «Центром гражданских свобод». Участники потребовали от украинской власти ввести персональные санкции против нынешнего руководства Белоруссии, полностью запретить импорт электроэнергии и нефтепродуктов из этой страны, заблокировать поставки белорусских товаров. Отметим, что, согласно официальной информации, за первые четыре месяца 2021 года стоимость белорусского импорта в Украину оценивалась в 1,25 млрд долл.
Решения, знаменующие начало торговой войны, уже приняты, причем с обеих сторон. Но Минск и Киев оставляют поле для возможных уступок в будущем. В выходные замминистра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка написал в соцсети, что Совет министров Белоруссии на полгода ввел режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров. Решение было принято 26 мая и должно вступить в силу через 10 дней, то есть со следующей недели. Лицензированию будут подлежать кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетная бумага и упаковка, кирпич, керамическая плитка, стеклянные ампулы, сельхозтехника для посева, стиральные машины, мебель. «Такие действия являются необоснованными и дискриминационными. Режим индивидуального лицензирования означает ручное управление ввозом украинской продукции в Беларусь», – заявил Качка. Он уточнил, что решения Минска не связаны с текущими политическими событиями: «Меры по лицензированию импорта… связаны с торговыми ограничениями, которые вводились ранее».
В Минске подтвердили слова украинского торгового представителя о причинах ограничений. В опубликованном на сайте белорусского МИДа комментарии первого замминистра иностранных дел Александра Гурьянова сказано, что именно Украина с декабря прошлого года ограничивала импорт некоторых товаров из Белоруссии: «Тогда под предлогом якобы недружественных и дискриминационных шагов со стороны Республики Беларусь Украиной была введена де-факто пошлина в отношении отдельных позиций белорусской металлопродукции. В мае текущего года – все знают – очередное решение Межведомственной комиссии по международной торговле Украины о введении пошлин в отношении белорусской колесной техники… Помимо этих двух примеров, в отношении Беларуси действуют восемь антидемпинговых и спецзащитных мер Украины. Это касается антидемпинговых пошлин на спички, крахмал, строительные материалы, цемент, лампы накаливания, то есть целый перечень продукции, который подпадает под ограничения как экспорт Республики Беларусь в Украину».
Гурьянов отметил, что Минск неоднократно предлагал Киеву обсудить ситуацию за столом переговоров, но встречного движения не было. Вводя временное лицензирование отдельных украинских товаров, белорусская сторона еще раз предлагает украинской договориться о разрешении торговых проблем. «Мы готовы полностью отменить все наши решения, мы готовы вернуть в полном объеме режим свободной торговли, но только тогда, когда Украина пересмотрит те меры, которые были приняты в отношении продукции белорусской стороны…» – подчеркнул замминистра.
Две трети белорусских поставок в Украину – это нефтепродукты, минеральные удобрения и транспортные средства, в том числе для пассажирских перевозок. В Киеве больше всего внимания уделяют перспективе прекращения импорта нефтепродуктов, доля которых на украинском рынке – около 35%. «В этом году белорусские нефтяники уже отгрузили на украинские АЗС топлива на 745 млн долл., это почти 60% всего импорта из Беларуси», – отметил в публикации на «Главкоме» экономический аналитик Виталий Ермаков.
По некоторым позициям белорусская продукция лидирует на украинском рынке нефтепродуктов. Например, 50% бензина марки А-95 произведено в Белоруссии. С конца мая в Украине говорят о том, что поставки именно этой марки под вопросом. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук отметил в колонке для «Главреда», что еще рано говорить о дефиците бензина в Украине. По его словам, белорусская сторона не прекратила, а уменьшила отгрузку. И сделано это было не по политическим причинам межгосударственного характера, а в силу внутренних процессов: «Во-первых, Мозырский НПЗ встал на плановый ремонт. Во-вторых, по моей инсайдерской информации, сотрудники экономического отдела Комитета госбезопасности Беларуси обвинили «Нафтан» и Мозырский НПЗ в том, что они недоплачивают в бюджет Беларуси за экспортированное в Украину топливо и предоставляют нам большие скидки по терм-контрактам (пакетным предложениям на покупку дизтоплива и бензина)». По мнению Косянчука, ситуация с поставками будет урегулирована.
Примечательно, что единственный украинский НПЗ «Укртатнафта», на долю которого приходится 43% бензина на рынке, не видит проблем в случае прекращения импорта из Белоруссии. Руководитель завода Павел Овчаренко сказал в комментарии «Цензор.нет»: «Украина потери белорусского топлива не заметит вообще. Наш завод перерабатывает сейчас 7,5 тыс. т нефти, в течение 48 часов мы можем увеличить переработку до 12,5 тыс. т, это примерно 50 тыс. т бензина в месяц дополнительно. У нас прямо сейчас стоят под разгрузкой два танкера в порту на 160 тыс. т нефти, нам не надо принимать никаких чрезвычайных мер, Украина в полной безопасности».
На финансовых вопросах акцентировал внимание в своем блоге и директор отраслевой консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн: «Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая, в свою очередь, является одним из локомотивов белорусской экономики. Мозырский НПЗ, который расположен на границе с Украиной, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок. Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере». Куюн привел данные о поставках белорусских нефтепродуктов в прошлом году: битум – 50% украинского рынка; бензин разных марок и дизтопливо – по 30%; сжиженный газ – 17%. «Чтобы перекрыть потребность в бензине, «Укртатнафта» должна нарастить переработку в два раза, это вполне реально», – отметил эксперт.
Сейчас бензиновый вопрос снят с повестки дня. Замгендиректора «БНК-Украина» Сергей Мельник сказал изданию «Левый берег», что Белорусская нефтяная компания (БНК) не планирует прекращать поставки бензина А-95 в Украину, но может сократить объемы поставок из-за ремонта Мозырского НПЗ. Он заверил, что никаких политических причин для ограничения или прекращения экспорта белорусских нефтепродуктов нет.
По другим товарам вопросы могут возникать у производителей обеих стран, чьи товары попали под жесткое регулирование. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в программе «Свобода слова Савика Шустера» заявил: «Любая украинская компания, которая пострадает от белорусских санкций, должна сразу обратиться в МИД, и мы вместе с торговым представителем Украины приложим все усилия, чтобы найти этой компании альтернативный рынок продажи ее товаров». Официально стороны пока не заявляли о взаимных санкциях, применяя только торговые ограничения. Ситуация еще может быть урегулирована без торговых войн. В политике, отметил эксперт Алексей Кущ, тоже надо действовать гибко: «Киев мог стать для Беларуси такой же площадкой для переговоров с оппозицией, как в свое время Минск стал местом мирных переговоров по Донбассу».
Киев