В Берлине снова будут мирить ливийцев

ливия, гражданская война, конференция, берлин, политический процесс, хафтар, турция

Солдаты Ливийской национальной армии обещают вступить в бой, если не будет достигнуто соглашение о политическом урегулировании. Фото Reuters

В Москве ждут спецпредставителя генерального секретаря ООН по Ливии Яна Кубиша. Его переговоры в российском МИДе пройдут в связи с подготовкой второго раунда Берлинской конференции по Ливии, созыв которой анонсировал накануне министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас. Мировое сообщество выражает поддержку переходному правительству Абделя Хамида ад-Дбейбы и намерено придать дополнительный импульс ливийскому политическому процессу, буксующему из-за противодействия ряда внешних и внутренних игроков.

По словам спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Северной Африки, заместителя главы российского МИДа Михаила Богданова, ливийское урегулирование должно соответствовать положениям «дорожной карты», принятой на Форуме ливийского политического диалога в ноябре 2020 года, Берлинской мирной конференции и резолюции 2510 Совета Безопасности ООН. Очевидно, переговоры российских дипломатов с Яном Кубишем будут проходить в рамках подготовки к проведению второй Берлинской конференции, намеченной на 23 июня.

Приглашения на форум разосланы странам, которые участвовали в первой конференции в январе прошлого года, а также новому ливийскому переходному правительству. Планируется подвести итоги реализации решений первой конференции и рассмотреть все аспекты стабилизации ситуации в Ливии. При этом основное внимание будет сфокусировано на двух вопросах, вызывающих наибольшее беспокойство. Во-первых, на подготовке к проведению всеобщих выборов 24 декабря. Во-вторых, на выводе всех иностранных военных сил и наемников из Ливии, а также на объединении ливийских сил безопасности в единое целое в соответствии с соглашением о прекращении огня.

Главком Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар, который и ранее выражал сомнение в том, что выборы пройдут в назначенный срок, заявил: «Если не будет достигнуто соглашение о политическом урегулировании, мои солдаты снова без колебаний пойдут в бой». Эти угрозы прозвучали на состоявшемся в конце мая параде на военной базе Бенина близ Бенгази.

По мнению ливийского политолога Милюда аль-Хаджа, потерпев не без помощи турок поражение в сражении за Триполи, Хафтар решил взять реванш на политическом поприще. В последние месяцы он практически полностью отказался от былой воинственной риторики, заменив ее обещаниями построить в Ливии в случае своей победы три новых города и тысячи домов для семей его бойцов, павших в боях с врагами.

Тем не менее влияние Хафтара в последнее время значительно ослабло за счет критики в его адрес со стороны вождей влиятельных восточных племен, недовольных гибелью своей молодежи в провальной военной кампании главкома ЛНА. Ливийский аналитик Джалял Харшауи считает, что Хафтар вообще утратил поддержу восточных племен и потому все его усилия привлечь на свою сторону племенную знать напрасны.

Другая, традиционно нерешаемая ливийская проблема, точнее, сразу две проблемы касаются объединения ливийских сил в единые вооруженные силы и вывода иностранных сил. Высокий уровень взаимной вражды и недоверия не позволяют ливийцам договориться ни о распределении высших командных должностей и порядке подчиненности, ни о сокращении воинских контингентов.

Что касается вывода иноземных военных и наемников, то речь в данном случае идет прежде всего о Турции. Она успела перебросить в Ливию не менее нескольких тысяч сирийских наемников и своих кадровых военных, часть которых сумела разместить на двух военных базах в Триполитании. Это делалось в соответствии с соглашением о военной помощи, заключенным в конце 2019 года между Анкарой и ныне ушедшим в небытие Правительством национального согласия во главе с Фаизом Сараджем. Если новое переходное правительство ад-Дбейбы еще до конца не определилось с вопросом о сохранении договоренности о разграничения морских границ между Турцией и Ливией, то в случае с выводом турецких войск и наемников, равно как и других иностранных сил, принято однозначное решение: все они должны покинуть территорию страны.

Одну из наиболее решительных позиций в этом вопросе занимает первая в истории Ливии женщина – министр иностранных дел Наджла аль-Мангуш. После ее недавней встречи с турецким коллегой она напрямую потребовала от Анкары вывода турецких сил из своей страны. Турки обычно или уходят от прямого ответа, или стараются сразу перевести стрелки на Россию, обвиняя ее в содержании «несметных полчищ вагнеровцев». Впрочем, такие обвинения давно стали общим местом. Вот и президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая на днях на пресс-конференции по итогам встречи с ливийским премьером ад-Дбейбой, заявил о необходимости вывода иностранных сил из Ливии, упомянув в связи с этим Россию и Турцию.

Между тем прямых обвинений в адрес России со стороны нового ливийского правительства практически не было. Настойчивость Наджлы аль-Мангуш с выводом турецких сил стала причиной нападок на нее со стороны сторонников Турции, связанных с исламистами, в частности председателя Высшего государственного совета Халида аль-Мишри. Политик обвинил ее в неблагодарности к «турецким братьям, без которых не было бы никакого правительства ад-Дбейбы, в том числе и министра аль-Мангуш». Более того, по сообщениям ряда ливийских СМИ, примерно месяц назад недовольные исламисты вторглись в штаб-квартиру нового правительства в одном из фешенебельных отелей Триполи, чтобы якобы расправиться с главой ливийского МИДа. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *