Энтони Блинкен заявил, что лидеры хакеров находятся в России. Фото Reuters
Государственный секретарь США Энтони Блинкен объявил, что хакеры, последнее время атакующие американские компании, находятся в России. О причастности Москвы к недавним кибератакам говорит и ФБР. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков допустил, что деятельность хакеров будет обсуждаться на встрече Владимира Путина и Джозефа Байдена в Женеве. При этом американский президент ответил отрицательно на вопрос, считает ли он кибератаки посланием от своего российского коллеги.
За май произошло несколько мощных кибератак на американские компании. Первая из них случилась 7 мая. Хакеры атаковали компанию Colonial Pipeline, поставляющую газ и нефтепродукты с месторождений Мексиканского залива.
Они похитили некие конфиденциальные данные и загрузили вирус-вымогатель. Работа главного для США магистрального нефтепровода была на какое-то время парализована. Генеральный директор Colonial Pipeline Джозеф Блаунт после некоторой паузы подтвердил, что заплатил хакерам 4,4 млн долл. А 30 мая та же история повторилась с другим жизненно важным для Соединенных Штатов предприятием – крупнейшим в мире поставщиком говядины компанией JBS. Были кибератака, похищение конфиденциальных данных и вирус-вымогатель. Правда, сумма выкупа неизвестна.
В заявлении, опубликованном в среду, ФБР возложило ответственность за атаку JBS на две хакерские группировки, REvil и Sodinokibi (их иногда объединяют в одну). Ранее сотрудники ФБР заявили, что Colonial Pipeline атаковали хакеры из DarkSide. Предположительно все три (или две) группировки полностью или частично состоят из русских или русскоязычных.
Байден комментировал весьма осторожно информацию, обнародованную ФБР. «Сейчас нет данных разведки о том, что Россия участвовала в этом, хотя есть данные, что действующие лица по программам-вымогателям находятся в России», – сказал он на брифинге 10 мая. В отличие от него Блинкен в интервью испанской службе CNN, вышедшем в среду, был жестче в формулировках. «Организация, которая несет ответственность за эту атаку, ее лидеры были в России, находятся в России, поэтому я думаю, что Россия обязана сделать все, чтобы это не продолжалось», – сказал он. Блинкен подчеркнул, что РФ не должна «укрывать преступные организации». Все это выглядит как прямое обвинение Москвы в причастности к кибератакам.
Как бы то ни было, уже можно утверждать, что активность хакеров внесет коррективы в характер переговоров между Путиным и Байденом. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что на этой встрече будут обсуждаться кибератаки. То же самое допустил и Песков. Кстати, после атаки на Colonial Pipeline он, категорически заявив, что «Россия не имеет к этому никакого отношения», посетовал на нежелание США сотрудничать в расследовании киберпреступлений.
Будут ли действия хакеров отдельным вопросом повестки встречи, пока не ясно. Ее формат, как подчеркивается с российской стороны, до сих пор не утвержден. Впечатляет, однако, что Псаки на своем брифинге не исключила неких ответных действий, видимо, в отношении российского государства на хакерские атаки.
Впрочем, заявления пресс-службы Белого дома по данной теме последнее время впечатляют своим разнобоем. Помимо Псаки о действиях хакеров высказалась ее подчиненная, заместитель пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер. Формулировки ее заявления были жестче и схожи с теми, что имеются в интервью Блинкена. Жан-Пьер заявила, что Белый дом «напрямую работает с российским правительством по данному вопросу и доносит до него мысль, что ответственные государства не укрывают преступников-вымогателей».
Такой разнобой заставляет вспомнить оценки экспертов, полагающих, что в нынешней администрации США нет единства в отношении курса на российском направлении. Так, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» отметил, что политика Белого дома, касающаяся России, формируется в нескольких «подъездах». Мнение Байдена относительно того, как надо строить контакты с Путиным, вовсе не разделяется всей его командой.
Конечно, полного единства по внешнеполитическим вопросам не было и в команде Дональда Трампа. Не случайно он так часто менял тех, кто отвечал за их решение. Но все же в случае с Байденом ситуация особая. В Белом доме не забывают, что президенту 78 лет и его каденция может в любой момент оборваться. Поэтому для Байдена важны быстрые и зримые результаты его работы, а прочие, менее возрастные члены его команды, могут строить долгосрочные расчеты.