В Никарагуа нейтрализовали даже слабую оппозицию

никарагуа, даниэль ортега, президентские выборы, оппозиция, арест

Незадолго до избиения полицейскими и своего ареста Феликс Марадиага заявлял о президентских амбициях. Фото Reuters

Оппозиционеры Феликс Марадиага и Хуан Себастьян Чаморро арестованы органами правопорядка Никарагуа по подозрению в угрозе национальному суверенитету и попытках осуществления иностранного вмешательства, сообщает Би-би-си. Они, как и двое других политиков, арестованных на этой неделе, могли составить конкуренцию 75-летнему президенту страны Даниэлю Ортеге. Однако на практике гражданское общество в стране все еще слабо и мало что может помешать главе государства переизбираться на очередной срок в ноябре.

Марадиага вначале был вызван в прокуратуру, где подтвердил желание баллотироваться в президенты. Там же его ждал четырехчасовой допрос, в течение которого следователи допытывались, не намеревался ли Марадиага просить США о введении санкций против властей Никарагуа. После этого его и адвоката задержали и избили полицейские, а потом увезли в неизвестном направлении.

Вскоре другой потенциальный кандидат, Чаморро, был задержан у себя дома. Согласно заявлениям полиции, арест обоих связан с «действиями, подрывающими суверенитет и независимость страны», а также с «попытками призвать к иностранному вмешательству во внутренние дела страны и подстрекательствам к военной интервенции».

До этого был задержан оппозиционер и бывший посол в США Артуро Крус, а также двоюродная сестра Хуана Чаморро Кристина Чаморро, которая содержится под домашним арестом. Последнюю обвинили в отмывании денег. К освобождению Кристины Чаморры призвал Госдепартамент США.

Судя по таким темпам, у Даниэля Ортеги оппонентов может вовсе не остаться. В целом в стране не прекращается процесс закручивания гаек. Так, в декабре был принят строгий закон о безопасности, формально призванный охранять суверенитет, а в мае проведена избирательная реформа, ставящая под еще большее сомнение легитимность предстоящих выборов.

Не совсем понятно, насколько сильны симпатии и антипатии жителей страны, однако, по всей видимости, ядерный электорат Ортеги и так обеспечил бы ему победу.

«Ядро поддерживающих партию «Сандинистский фронт национального освобождения» составляет примерно 30%, а может, и 35%. Гражданское общество и протестующая прослойка в виде интеллигенции и студентов составляет не более 1,5%–2%. Однако примерно 62% населения Никарагуа еще четко не определились с предпочтениями, и их можно было бы сагитировать», – говорит ведущий научный сотрудник Центра аналитических разработок Института Латинской Америки РАН Андрей Пятаков.

Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что даже после протестов 2018 года оппозиция все равно не сильно влияет на ситуацию в стране. Одной из проблем является то, что оппозиционеры не могут сойтись в единой кандидатуре противника Ортеги. К тому же клановость и важная роль семейных связей характерны не только для властей, но и для оппозиции. Так что проблемы в политической сфере отнюдь не замыкаются на фигуре Ортеги.

«На ближайших выборах сенсации не ожидается. Не совсем понятно, зачем потребовались подобные зачистки. Ортега превратился в классического авторитарного лидера, причем даже не левого толка. Но справедливости ради отмечу, что проблемы с правами человека в Никарагуа были и до прихода сандинистов к власти»,– пояснил «НГ» директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.

С ним согласен главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков. Действительно, до социализма стране еще очень далеко, подчеркнул он в разговоре с «НГ». Однако госпомощь является важным фактором, который удерживает Ортегу у власти.

«В Никарагуа всегда жили бедно, к тому же страну постоянно считали военной угрозой ее соседи, были стычки с Гондурасом, Сальвадором и даже Коста-Рикой. Ресурсов нет, с государством всегда и во всем нужно договариваться. К сожалению, революционеры, ставшие во главе страны, постарели и стали менее честными. Они понимают, что богатая страна им не нужна. Бедные слои нуждаются в поддержке, и даже за совсем скромную помощь они отдают голоса за сандинистов в порядке патернализма, поскольку совсем лишиться подачек страшно. В итоге программы развития не реализуются, а жить становится все хуже»,– рассуждает эксперт. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *