Американские корабли часто вторгаются в районы, которые КНР считает частью своих вод. Фото с сайта www.navy.mil
Пекин анализирует реакцию Лондона на действия России во время прохода эсминца Defender близ Севастополя. Ведь следующий акт драмы должен разыграться в Южно-Китайском море (ЮКМ), куда вскоре направится новейший британский авианосец Queen Elizabeth в сопровождении боевых кораблей. Цель операции – подтвердить право на свободу мореплавания в пределах 12-мильной зоны вокруг островов – естественных или искусственных, которые Китай провозгласил своей территорией. США и их союзники не признают этих претензий. Вопрос в том, чем ответит Китай.
Правительство Великобритании опубликовало доклад, в котором говорится, что его внешняя и оборонная политика станет более устремленной в будущее.
В соответствии с ней, как передает Би-би-си, ударная военно-морская группа совершит вояж на Восток в ЮКМ, где британцы вместе с моряками других государств бросят вызов Китаю, который выдвинул притязания на огромную акваторию, омывающую берега нескольких стран. Запад, да и ряд региональных государств с этим не согласны. Неудивительно, что многие комментаторы будут следить за событиями, затаив дыхание.
Профессор Элизабет Бьюкенан из австралийского университета Дикин говорит: «Кремлю инцидент помог подтвердить версию о том, что Россия окружена врагами, а Лондону – показать, что Британия после брекзита снова становится глобальной державой. Но препятствия, с которыми встретятся на Дальнем Востоке британская группа кораблей и ее партнеры, куда более серьезные, чем те, c чем эсминец Defender столкнулся в Черном море. Ведь Россия хочет контролировать Азовское море, но не собирается его закрывать. А Китай хочет и контролировать, и закрыть омывающие его моря. Иными словами, планы Китая, как и его глобальные устремления, не имеют четко очерченных границ. Конфликт с ним опасней. Поэтому Запад скорее всего предпочтет не раздувать инцидент у Севастополя и приглушит его».
Как сообщает немецкий портал DW, Китай еще в 2014 году стал возводить аэродромы, укрытия для ракет и артиллерии на Парасельских островах и островах Спратли, а также на насыпных островах. И расставаться с этим добром не собирается. Что же ожидает британскую армаду? В беседе с «НГ» Василий Кашин, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, отметил: «Инциденты, подобные тому, что случился в Черном море, в Южно-Китайском море случались неоднократно. Американские корабли заходят в 12-мильные зоны вокруг контролируемых Китаем островов. Реакция китайцев известна. Они обычно просто сопровождают корабли, передают по радио призывы уйти из китайских вод и направляют ноты протеста. Может быть, они ужесточат свой подход, будут пытаться вытеснить американские и британские корабли, создавать угрозу столкновения».
Случаев демонстрации американцами своего флага были десятки. «Но реакции китайцев, сходной с российской, не было ни разу. Китайцы более осмотрительны и предпринимают меры, чтобы не допустить эскалации конфликта. Не было еще ни одного случая предупредительной стрельбы. Правда, в практике китайцев были случаи, когда они создавали угрозу столкновения, то есть разворачивали корабль и принуждали американский корабль резко изменить курс. Был испробован и другой вариант. Если американский корабль заходил в нежелательный для китайцев район, большое количество моторизованных гражданских судов мешали его движению. Они могли обрезать кабели гидроакустических аппаратов, спущенные им в воду», – продолжил эксперт.
Китайцы очень внимательно следят за тем, как на такую ситуацию реагировала Россия. Про инцидент в Черном море китайская пресса писала очень подробно. Газета Global Times, издаваемая в Пекине, ранее утверждала, что против вторгнувшихся американских кораблей может быть пущено в ход электромагнитное оружие.
На это Кашин сказал: «Упомянутая газета – рупор националистического, милитаристского и ура-патриотического крыла китайской элиты. Это не отражение политической линии Пекина. Тем не менее в принципе какие-то нелетальные средства воздействия, например мощные средства радиоэлектронной борьбы, которые мешают работе систем корабля, китайцы могут применить. Это укладывается в их модель реагирования. А российская практика гораздо более жесткая. Пограничники чаще применяют оружие, ведут предупредительную стрельбу или даже огонь на поражение. У российских военных есть репутация людей, с которыми лучше не шутить».