Новый премьер Израиля Нафтали Беннет против того, чтобы Катар помогал Газе. Фото Reuters
Израиль и международные посредники пытаются изменить схему финансирования сектора Газа для того, чтобы снизить зависимость анклава от наличных из Персидского залива. Долгое время основным донором для прибрежного района Палестины был Катар, однако его участие, по распространенному среди израильских официальных лиц мнению, привело к негативным последствиям. Помощь со стороны эмирата хотят «разбавить» средствами западных государств. Несмотря на то что новая схема предполагает использование ваучеров для контроля над денежными потоками, остаются некоторые опасения, что средства все равно попадут в руки радикальной группировки ХАМАС.
О том, что к поддержке сектора Газа могут подключиться новые международные доноры, сообщил со ссылкой на источники ряд израильских СМИ. Новое правительство еврейского государства во главе с премьер-министром Нафтали Беннетом намерено снизить зависимость анклава от аравийских средств. Катарская помощь наличными до настоящего времени поступала на топливные расходы, выплату жалованья сотрудникам местной администрации, а также на гуманитарные нужды. Сейчас израильская сторона направила соответствующий запрос Германии и еще одной европейской стране, название которой не раскрывается. Опасения у нового правительства вызывает, по-видимому, перспектива ухудшения гуманитарного кризиса в Газе.
Доставка в анклав катарских средств нередко вызывала скепсис у израильских официальных лиц. В критике этой схемы был замечен и сам Беннет. Недовольство только усилилось после того, как в мае между еврейским государством и палестинскими формированиями произошли военные столкновения. В июне бывший глава МОССАД Йоси Коэн дал развернутое интервью 12-му каналу израильского телевидения, в котором раскаялся, что был сторонником отправки в Газу катарских средств. Если в самом начале были предположения, что такая схема может снизить риски вооруженной эскалации, позже стало очевидно, что финансирование идет на нужды хамасовцев, а взрывоопасность политики этой группировки ничуть не снизилась, признался он.
После майского вооруженного противостояния вокруг Газы катарская сторона пообещала выделить как минимум 500 млн долл. на восстановление инфраструктуры анклава, которому был нанесен серьезный ущерб. «Доха продолжит поддерживать братьев в Палестине в достижении справедливого и постоянного решения, предусматривающего создание ими независимого государства», – пообещал тогда вице-премьер, министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани. Однако в арабской и израильской прессе нередко появляются сообщения, что у эмирата накопились и усталость от бремени финансовой ответственности перед Газой, и недовольство действиями хамасовцев.
По официальным подсчетам, с 2012 года Доха потратила на оказание помощи сектору Газа сумму в 1,4 млрд долл. «Мы помогли отстроить и отремонтировать больницы, школы, тысячи домов», – заявил глава дипведомства месяцем ранее в ходе открытого интервью «Западная Азия и Северная Африка: шаги к стабильности и процветанию» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Мухаммед бен Абдель Рахман добавил, что его страна оказывает и адресную финансовую поддержку палестинским семьям, находящимся в затруднительной ситуации. В Дохе подчеркивают, что все гуманитарные каналы с прибрежным анклавом налажены в четком соответствии с программами ООН.
«Мы соблюдаем введенный США режим санкций (против экстремистских организаций. – «НГ»), – также отмечал катарский министр иностранных дел на ПМЭФ. – Наша банковская система функционирует транспарентно. Наши отношения с ХАМАС или «Талибан» (запрещенное в РФ движение, которое имеет свой офис в Дохе. – «НГ») не означают, что мы финансируем их или оказываем им какую-либо поддержку». Власти эмирата отмечают, что для них важно обеспечить функционирование канала связи с группировками: «И все это с целью обеспечения стабильности в регионе. Если мы вступаем в диалог, это не значит, что мы отступаемся от своих принципов. Нет. Нужно понимать, что такой контакт нацелен на обеспечение мира и безопасности».
Впрочем, критики ХАМАС полагают, что группировке удалось хорошо нажиться на катарских средствах: расходование наличных вряд ли поддается полному контролю. В частности, в Израиле считают, что за счет линии аравийской помощи боевики ХАМАС смогли восстановить свои силы после предыдущих раундов вооруженного конфликта. Под большим вопросом, к примеру, остается то, как группировка смогла отстроить свою тоннельную систему, которую она использует для диверсионных атак и хранения оружия.
Нынешний же механизм финансирования палестинского анклава, к которому рассчитывают привлечь западные страны, предполагает использование ваучеров, которые можно будет погасить в банках на территории сектора Газа. Но сомнения, что эта схема будет работать прозрачно, у израильского руководства имеются. Кроме того, нерешенной проблемой все равно останутся отношения ХАМАС с такими внешними игроками, как Иран, который, по распространенному мнению, помогает группировке финансами и оружием.