Уэнди Шерман сознает, что переговоры с китайским дипломатом будут нелегкими. Фото Reuters
Заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман встретится в городе Тяньцзинь с заместителем главы МИД Китая Се Фэном. Визит, как ожидают, проложит дорогу к беседе президента США Джозефа Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином. Хотя Белый дом назвал Китай главным потенциальным противником, Байден считает, что контакт лицом к лицу прояснит, по каким темам стороны могут найти общий язык, а где – нет. По мнению экспертов, встреча лидеров КНР и США может пройти в двустороннем формате или на конференции G20. В любом случае выбор Шерман для зондажа не случаен: она скорее «голубь», чем «ястреб» по китайскому вопросу.
Тяньцзинь, старинный город и порт, и в прошлом веке играл роль в связях Поднебесной с Западом. А на следующей неделе там пройдет первая фаза обмена мнениями между дипломатиями США и КНР.
Затем, по сообщению South China Morning Post, госсекретарь США Энтони Блинкен, возможно, пообщается со своим китайским коллегой Ван И. Это только разговоры на дальних подступах к намечаемому саммиту двух держав. Как видно, стороны не хотят допустить никакого сбоя при подготовке к этому событию.
71-летняя Уэнди Шерман – не специалист по Китаю. И когда в Сенате ее утверждали на второй по значению пост в Госдепартаменте, то многие республиканцы голосовали против, поскольку считали, что она занимает мягкую позицию по отношению к Пекину. Ведь после победы Дональда Трампа на выборах в 2016 году Шерман ушла с госслужбы и резко критиковала его политику. И вот теперь, когда Вашингтон и Пекин продолжают полемизировать о правах человека в Синьцзяне, Гонконге и территориальных претензиях Китая к соседям, она вернулась в дипломатию.
CNN утверждает, что на возможном саммите Байден–Си ставки будут выше, чем во время саммита Байден – президент РФ Владимир Путин. С Путиным Байден твердо обозначил свой курс по правам человека и войне в киберпространстве. А с Китаем спор касается гораздо более широкой сферы. Торговля, военная агрессия против Тайваня, обвинения в адрес Пекина в геноциде против уйгуров – из-за всего этого державы оказались почти на ножах. С точки зрения Байдена, Россия представляет собой малозначительную угрозу для стабильности США, а вызов Китая носит экзистенциальный характер. Речь идет о том, кто возьмет верх – демократия или автократический режим.
После прихода к власти Байден разговаривал с Си всего один раз по телефону. Это не привело к заметному улучшению отношений. К числу раздражителей добавилось то, что Пекин не разрешает полного расследования дела о том, где возник коронавирус. Тем не менее Байден полагает, что только личная встреча может снизить градус взаимного недоверия. Чиновники Белого дома говорят, что Байден и Си могут поговорить на полях саммита G20 в Риме в конце октября. Или может быть устроена отдельная встреча.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Вряд ли китайско-американский саммит состоится очень скоро. Во-первых, нет уверенности в том, что встреча «двадцатки» в Риме будет очной. Во-вторых, стороны до сих пор не могут нащупать новую повестку дня. Конференция США–Китай на уровне высших чиновников на Аляске в марте показала, что США хотят пользоваться таким же авторитетом и влиянием, как лет 10 назад, а Китай вышел из пандемии намного более уверенным в своих силах. Поэтому это будет саммит, на котором можно озвучить проблемы, а решать их будет очень сложно. Весомых результатов, кроме темы климата и борьбы с киберпреступностью (если американцы к этому готовы), ожидать не приходится. Старая неформальная договоренность, когда США уважали порядки в Китае и не раскачивали власть Компартии, а Китай не пытался демонтировать мировой порядок под руководством США, больше не соблюдается. Частично причиной тому служит то, что сделал Трамп, который принялся энергично давить на Китай. Как бы то ни было, вернуться к прежним устоям взаимоотношений чрезвычайно сложно».
Вывод эксперта подтвердила встреча США–АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), проведенная в видеоформате. На ней Блинкен заявил, что территориальные притязания КНР в Южно-Китайском море (ЮКМ) незаконны. Вашингтон будет помогать тем странам региона, на которые Пекин оказывает нажим. Поскольку на карту поставлен контроль над важнейшими морскими путями и нефтегазовыми ресурсами ЮКМ, перспектива ослабления американо-китайского противостояния не просматривается.