На границе двух Корей пока спокойно. Фото Reuters
Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин и лидер КНДР Ким Чен Ын договорились возобновить работу прямой телефонной линии связи между Сеулом и Пхеньяном, прерванную в 2020 году. Они также условились способствовать восстановлению доверия и укреплению двусторонних отношений. Об этом сообщили в Сеуле. Инициатива налаживания диалога скорее всего принадлежит южнокорейской стороне. У президента Южной Кореи проблема с рейтингом, который он собирается поднять налаживанием диалога с КНДР.
Межкорейский офис связи в приграничном городе Кэсон был взорван северокорейскими властями 16 июня прошлого года. Это был символический акт, свидетельствующий о том, что КНДР прерывает контакты с южным соседом. Еще с апреля лидеры двух стран обменивались письмами, пытаясь наладить работу телефонного узла, отмечают в администрации Муна. И вот результат достигнут. «Мы рады снова поговорить, спустя более чем год. Мы надеемся, что это хорошая новость для всего корейского народа», – отметил представитель Южной Кореи при пробном разговоре с северокорейским коллегой по восстановленному пункту связи.
Новость подтвердили и в Северной Корее, в Центральном телеграфном агентстве Кореи – главном СМИ КНДР. «Теперь вся корейская нация желает, чтобы отношения между Севером и Югом как можно скорее восстановились после неудач и застоя. Лидеры договорились сделать большой шаг в восстановлении взаимного доверия и содействии примирению», – заявили там. Нелишним будет отметить то, что 27 июля – это годовщина окончания корейской войны 1950–1953 годов.
Восстановление телефонных контактов Севера и Юга – первый пример потепления отношений КНДР с внешним миром. До этого президент США Дональд Трамп на протяжении нескольких лет пытался улучшить отношения соседей и договориться об отмене санкций, но успехом его усилия не увенчались. Более того, КНДР в этом году свернула начатые рыночные реформы и, казалось бы, выбрала курс на сокращение контактов с внешним миром. Впрочем, возвращение к командно-административной экономике парадоксальным образом может помочь Южной Корее найти подход к КНДР.
«В регионе начинается сезон тайфунов, сейчас стоит аномальная жара. Неизвестно, насколько КНДР сможет обеспечить себя продуктами. Поэтому Пхеньян постарается использовать внешние связи, чтобы выбить себе продовольственную помощь. Но и у лидера Южной Кореи тоже есть свой интерес в налаживании контактов с Севером. Инициатива улучшения отношений исходит от Сеула, а не от Пхеньяна», – говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Эксперт пояснил в разговоре с «НГ», что у Мун Чжэ Ина низкие рейтинги и ему приходится пытаться хоть как-то поднять свой авторитет. В противном случае у него могут быть большие проблемы. Сажать за решетку президентов, растерявших популярность, уже стало едва ли не политической традицией Южной Кореи. Особенно ушедших президентов. В марте 2022 года истекает срок полномочий Мун Чжэ Ина, 9 марта состоятся новые выборы. «Утвердиться на победе над коронавирусом уже не получится, поэтому налаживание диалога с соседом может стать спасением. В противном случае в марте нынешнего президента сменит нелояльный преемник, и Муну будет грозить перспектива сесть в тюрьму», – рассуждает Асмолов.
Новость о возобновлении канала связи он назвал «знаковой», поскольку это дает шанс вести диалог даже в экстраординарных обстоятельствах. Но и преувеличивать ее значение тоже не стоит. Эксперт полагает, что «момент истины» в отношениях двух стран наступит в августе, когда пройдут очередные военные учения американцев и южнокорейцев.
«Критичной скорее всего станет реакция Пхеньяна на эти события. В Сеуле считают, что уже пошли на достаточные уступки КНДР, чтобы еще и отказываться от учений. Там считают, что сокращение своей военной программы без планов атаки на Пхеньян – уже серьезный шаг навстречу со стороны Южной Кореи. А КНДР раздражает уже сам факт совместных учений с США», – отмечает эксперт. В обеих частях Корейского полуострова понимают, что диалог между Пхеньяном и Сеулом нужен. А вот будут ли отношения двух стран реально улучшаться – вопрос открытый. По мнению Асмолова, сейчас по крайней мере о начавшемся процессе потепления говорить рано.