Альтернативные пути экспорта украинского зерна уводят в тупик

сво, зерновая сделка, украинское зерно, экспорт, альтернатива, маршруты солидарности, антироссийские санкции

Фото Reuters

В качестве альтернативы организации военных конвоев для судов с украинским зерном представители западных стран активно предлагают альтернативные «маршруты солидарности». О готовности присоединиться к ним уже заявили в Словакии – при условии, что украинская сельхозпродукция не задержится на ее территории. Также содействие Киеву предложили в Литве и Хорватии. Подобные варианты, по оценке экспертов, не способны обеспечить объемы украинского экспорта, достигнутые за время действия зерновой сделки. Поскольку принятые в ее рамках обязательства перед РФ на Западе выполнить не готовы, ситуация и далее рискует остаться тупиковой.

Предпринятые Россией действия в Черном море скорее всего свидетельствуют о ее намерениях создать условия для обыска гражданских и коммерческих судов на украинском направлении и одновременно использовать угрозу блокады экспортных морских путей в качестве дополнительного рычага давления. Такой вывод сделали авторы свежего отчета американского Института изучения войны (IWS), анализируя ситуацию, которая сложилась после отказа РФ продолжить действие Черноморской зерновой инициативы с 18 июля.

Напомним, соглашение по этой инициативе, именуемой зерновой сделкой, стороны заключили в июле 2022 года при посредничестве ООН и Турции. Но если предусмотренные в ее рамках договоренности по вывозу украинской агропродукции были выполнены, то положения по экспорту российского зерна и удобрений – нет. При этом в ночь на 17 июля украинские силовики осуществили повторную атаку на Крымский мост. В таких условиях Москва объявила о приостановке участия в сделке, а Минобороны РФ предупредило, что с 20 июля все корабли, идущие в украинские порты, будут восприниматься как потенциальные перевозчики военных грузов.

Тем не менее авторы упомянутого отчета IWS сочли маловероятным, что Россия попытается ввести полную блокаду морских путей, так как не захочет спровоцировать военный конфликт с прибрежными странами (включая членов НАТО – Румынию, Болгарию и Турцию), которого до сих пор Кремль старался избегать. В то же время вице-премьер, министр инфраструктуры, развития общин и территорий Украины Александр Кубраков, рассказав в соцсетях о прошедшем накануне «историческом» заседании Совета Украина–НАТО, пока смог сообщить лишь, что участники встречи осудили выход России из зерновой инициативы, а также предпринятые ею далее удары по украинским портам. В результате таких атак за последние девять дней было повреждено и частично уничтожено 26 объектов портовой инфраструктуры и 5 гражданских судов, уточнил вице-премьер. Он призвал «действовать быстро и решительно», чтобы не допустить блокады Черного моря российскими военными, так как «это может привести не только к потерям украинской экономики, но и к серьезному продовольственному кризису в мире».

При этом накануне комиссар ЕС по сельскому хозяйству Януш Войцеховский заявил о готовности Евросоюза вывозить альтернативными «маршрутами солидарности» почти всю украинскую сельхозпродукцию, до 4 млн т ежемесячно. Примечательно, что в четверг СМИ сообщили также о выраженном министром сельского хозяйства Словакии Йозефом Бирешом намерении руководства страны присоединиться к созданию заявленных «коридоров солидарности». Чтобы в итоге «условия транспортировки были максимально простыми и зерно попадало туда, где в нем есть наибольшая потребность», добавил Биреш. При этом не должны пострадать интересы словацких фермеров, подчеркнул министр. И попутно признал, что такой экспорт обойдется дороже в сравнении с перевозками по морю.

Впрочем, еще более дорогой представлялась реализация предложения Литвы об экспорте украинского зерна через порт в Клайпеде. Как сообщил гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас, через этот порт возможно отправлять до 10–15 млн т зерновых, в том числе около 3,5 млн т составляет экспорт литовского зерна. Правда, логистика доставки груза к балтийскому побережью остается крайне сложной, «поскольку это связано со многими вещами, разными странами, разными договоренностями, разными интересами и т.д.», конкретизировал Латакас. Ранее же президент Литвы Гитанас Науседа заверил, что Вильнюс будет работать над альтернативными путями зернового экспорта по Балтийскому морю.

Задействовать с этой целью также Адриатическое море на днях предложил госсекретарь Министерства иностранных дел и европейских дел Хорватии Франо Матушич. «Хорватия готова помочь в поиске новых маршрутов экспорта украинского зерна. Хорватские железные дороги и порты в Адриатическом море – это один из возможных альтернативных маршрутов», – сказал госсекретарь.

Между тем ни один из этих путей не обеспечит объемов экспорта украинского зерна до 32,8 млн т, достигнутых в рамках зерновой сделки, заявил «НГ» политолог НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. Чтобы доставить сельхозпродукцию из Украины до портов той же Литвы или Хорватии, сначала ее понадобится транспортировать по суше. Причем если воспользоваться железнодорожным транспортом, то с учетом различия в ширине колеи на украинской территории и в странах ЕС, это также потребует дополнительных усилий и затрат. В то же время понятно, что вариант организации военного конвоя будет подразумевать переход западных стран к непосредственному противостоянию с Россией, а значит, и к третьей мировой войне.

Однако, констатировал Суздальцев, и пойти на выполнение обязательств перед Москвой, также предусмотренных зерновой сделкой, представители Запада не готовы, ведь в таком случае рухнет вся тщательно выстроенная им система антироссийских санкций. Но в данной ситуации для Москвы важно добиться выполнения ранее выдвинутых ею условий, в частности по признанию новых территорий РФ и отмене тех же санкций. А потому скорее всего ситуация и далее будет оставаться в подвешенном состоянии – под различные громкие призывы из западных столиц и при вероятных попытках всякого рода провокаций в отношении России, и в частности ее торгового флота. Тогда как само по себе отсутствие украинского экспорта отнюдь не станет для западных партнеров катастрофой, определил эксперт НИУ ВШЭ.

Отметим, еще 18 июля представители Польши и Словакии высказались за продление введенного запрета на ввоз агропродукции из Украины и после 15 сентября. Также министры сельского хозяйства Польши, Болгарии, Румынии, Словакии и Венгрии ранее призвали Еврокомиссию сделать необходимые шаги для противодействия нарушениям в отношении стран – членов ЕС, наиболее пострадавших от увеличения импорта из Украины сельскохозяйственной продукции. Не исключено, что если бы объемы последней начали иссякать, это действительно не стало бы катастрофой для государств ЕС. Кстати, в нынешнем сезоне прогнозируется значительно меньший урожай зерновых. Хотя в целом сельхозтоваров (в том числе мясной и молочной продукции, а также меда, фруктов и ягод) Украина в первом полугодии экспортировала на 11,8 млрд долл., что на 17% превысило аналогичные прошлогодние показатели, информировали в Украинской ассоциации аграрного экспорта. В организации также отметили, что в нынешней ситуации экспортерам приходится переориентироваться на другие страны Европы и Ближний Восток, в результате чего доля государств Евросоюза сократилась с 80 до 63% в 2023 году. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *