Майкл Флинн, бывший помощник президента США по нацбезопасности, подозревался в продвижении интересов Турции. Фото Reuters
Лоббистская фирма Mercury Public Affairs отказалась от контракта с турецкими официальными структурами на фоне давления американских активистов армянского происхождения в ответ на обострение в Нагорном Карабахе. У Анкары остаются в Вашингтоне серьезные ресурсы по продвижению интересов, но эксперты считают, что она не имеет возможности влиять на формирование внешнеполитической повестки своего союзника по НАТО.
Компания Mercury разорвала подписанный в феврале 2020-го контракт, который оценивают в 1 млн долл. Лоббистская контора была зарегистрирована в соответствии с американским законодательством как представитель интересов турецкой дипмиссии в США и Американо-турецкого делового совета (TAIK).
Официально она занималась продвижением турецкого влияния с 2013 года. После того как в Нагорном Карабахе опять началось вооруженное обострение, Mercury стала едва ли не главной целью критиков политики Турции и Азербайджана. В частности, против нее была развернута борьба в Калифорнии, где проживает много американских граждан армянского происхождения.
Как следует из документов Минюста США, Mercury предоставляла помощь в организации мероприятий, которые позволили бы турецким дипломатам «наладить связь с заинтересованными сторонами в сфере государственной политики», а также оказывала консалтинговые услуги турецкому правительству в вопросах, связанных с работой американских СМИ. Оппозиционное турецкое издание Ahval называет Mercury последней лоббистской конторой, зарегистрированной как агент турецкого влияния в США, однако американское издание Politico подчеркивает, что Анкара сохраняет связи и с другими компаниями, которые открыто занимаются продвижением интересов. Это конторы Capitol Counsel и Greenberg Traurig.
Практика показывает, что обширное пространство для маневров открывает и сфера непубличного лоббирования. Несколько лет назад бывшего помощника президента Дональда Трампа по нацбезопасности Майкла Флинна заподозрили в теневом оплачиваемом продвижении интересов Турции. Причиной стало то, что его консалтинговая компания Flynn Intel Group подписала контракт с голландской фирмой Inovo BV, которой владел турецкий бизнесмен Эким Алптекин. Под нажимом Минюста США Флинн постфактум был вынужден зарегистрировать лоббистские услуги, хотя турецкий предприниматель неоднократно указывал, что не представляет турецкое правительство и не имеет к нему отношения.
Любой удар по влиянию в США чувствителен для Турции, особенно сейчас, когда в ее отношениях с союзником накопилась критическая масса противоречий. Они касаются не только ситуации на Ближнем Востоке, в районе Средиземного моря и Карабаха, но и вопросов вокруг военно-технического сотрудничества. Вашингтон разочарован попытками турецких Вооруженных сил (ВС) протестировать российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 на Черноморском побережье. Однако во время выступления на митинге в Малатье турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна не откажется от российских четырехсоток, несмотря на критику со стороны руководства США.
«Соединенные Штаты не знают, с кем они имеют дело, – подчеркнул Эрдоган. – Вы сказали отправить С-400 обратно в Россию. Но мы не племенное государство, мы Турция». Он предложил американцам исполнить свое обещание ввести санкции в ответ на сделку с РФ и напомнил, что Турция заплатила деньги за американские истребители пятого поколения F-35, однако США «так ей их и не поставили».
Комментируя для «НГ» сложившуюся ситуацию, проживающий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов констатировал у Турции давние проблемы в том, что касается лоббирования интересов в структурах США. «У Эрдогана и его зятя (министр финансов Берак Албайрак. – «НГ») есть каналы связи и выход на администрацию США, – признал аналитик. – Однако именно в общении с Конгрессом, который оказывает серьезное влияние на выработку внешней политики страны по отношению к Анкаре, у турок значительные проблемы. Тут трудности даже не в финансировании деятельности лоббистов. У руководства Турции нет понимания о природе лоббирования в Америке. Взгляды Эрдогана значительно ограничивают работу потенциальных лоббистов. От этого лоббистская деятельность Турции скатывается в серое поле, создавая проблемы для Анкары».
Ахметов добавил: «То же самое видно в работе турецких дипломатов: вроде бы талантливые люди, которые могли бы отстаивать позицию Турции по многим проблемам, ведь в ряде вопросов Турция выступает с обоснованных позиций. Но это упирается в нежелание руководства страны давать свободу дипкорпусу».