Байкал готовится к натиску туристов

Байкал пользуется все большим спросом как место отдыха россиян: сейчас озеро посещают около 2,5 млн человек в год, этот показатель перекрыл допандемийный уровень, хотя количество зарубежных туристов с тех пор сократилось в разы. А через 10 лет количество приезжающих на Байкал гостей может вырасти до 5-6 млн в год. При нынешнем состоянии инфраструктуры это грозит нанести непоправимый урон экосистеме озера, и тогда неповторимый природный бренд быстро исчезнет. Как предотвратить такое развитие событий, обсудили участники конференции «Байкал: развитие устойчивого туризма и инфраструктуры», проведенной Комитетом по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров совместно с ассоциацией «Байкал без пластика».

Инфраструктура в приоритете

Туристический поток на Байкал, по прогнозам, в ближайшие 10 лет может увеличиться в два раза, отметила председатель комитета Ольга Санарова. «Понятно, что такой растущий туристический спрос требует переосмысления повестки устойчивого развития региона от всех сторон – и власти, и бизнеса, и неравнодушных жителей», – подчеркнула она. Потому что инфраструктура Байкала для такой нагрузки пока слишком слабая, констатировала глава комитета.

Региональные власти согласны, что развитие инфраструктуры является приоритетом. Как пояснил заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин, речь идет прежде всего об очистных сооружениях на Южном Байкале. Сейчас ожидаются положительные экспертизы на проекты таких объектов в Слюдянке, Култуке, Ангасолке.

Сложнее в этом вопросе ситуация на острове Ольхон. В приказе Минприроды РФ об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экосистему Байкала установлены очень жесткие требования по качеству сбрасываемой непосредственно в озеро воды. «Мы пока не обладаем такими технологиями, – признал Георгий Кузьмин. – Решаем с Академией наук вопрос, что можно применить для очистных сооружений в Ольхонском районе». Некоторые ученые, кстати, считают эти нормативы избыточно жесткими и приводят такой пример: если вылить в Байкал обычную питьевую воду, купленную в магазине, это тоже придется считать загрязнением озера (см. «НГ» от 14.12.21). Но таковы правила.

Второе важное направление – повышение качества и доступности транспортной системы. Это прежде всего Байкальский тракт – трасса из Иркутска в Листвянку, самый короткая дорога на озеро. Строятся дороги и на Ольхоне, также развивается направление из Иркутска в Байкальск – время в пути по нему сократилось на 25-30 минут, сообщил Георгий Кузьмин. И на Ольхоне, и на материке будут построены причальные сооружения, в том числе по федеральной программе «Пять морей и озеро Байкал», добавил он. Кроме того, растет пассажиропоток аэропорта в областном центре. Как ожидается, в этом году им воспользуются более 4 млн человек – это рекорд. «Надо незамедлительно строить новый аэропорт, который сможет обрабатывать такое большое количество пассажиров, туристов», – отметил Георгий Кузьмин.

Отдельный вопрос – развитие Байкальска. Здесь действует особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Раньше это исключительное по своему туристическому потенциалу место было промышленным центром. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) давно закрыт, осталось разобраться с его наследством. Работы по рекультивации идут по графику, сообщил зампред областного правительства. По его словам, специалисты готовы в следующем году начать утилизацию накопленных отходов.

Наконец, еще одна важная задача – запустить современную, безопасную для окружающей среды систему обращения с мусором. «Цель – полностью вывозить весь мусор за пределы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). Более 50% отправлять на переработку и вовлечь в экономику и лишь малую часть захоранивать», – рассказал Георгий Кузьмин.

В Слюдянском районе за пределами ЦЭЗ уже построен новый полигон, а в Байкальске открыт ресайклинг-центр по переработке строительных отходов – они образуются из-за проводимых в городе работ по сносу старых промышленных зданий на площадке БЦБК, сообщил Георгий Кузьмин. Завершается также проектирование еще одного нового полигона за пределами ЦЭЗ, куда будут перемещаться отходы на утилизацию и переработку в первую очередь из Ольхонского района, а после его запуска действующий в районе полигон закроют. Есть и проект по строительству рядом с Ангарском большого мусороперерабатывающего завода с вводом в 2026 году. Это будет самый крупный такой объект за Уралом – мощностью более 400 тыс. т твердых коммунальных отходов. Он решит мусорную проблему для всего Южного Байкала, отметил Георгий Кузьмин.

Хоть пей, хоть мойся

У туристического бизнеса и курирующих отрасль властей большие планы на Байкал. Но развивать туризм надо с большой осторожностью, чтобы не навредить экологии озера, подчеркивают они. Эксперты еще несколько лет назад вынесли печальный вердикт: к 2030-2035 году можно потерять Байкал как уникальный мировой бренд, предупредил генеральный директор туристической компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. Причем главная угроза с точки зрения загрязнения озера исходит именно от туристов, подчеркнул он.

«Поэтому нами была предложена новая схема организации туризма, – рассказал Виктор Григоров. – Нельзя строить турцентры везде и как попало. Наша концепция – таких центров должно быть не больше семи: Иркутск, Листвянка, Байкальск, Танхой, Турка, Улан-Удэ и, возможно, Северобайкальск. На заповедных территориях ничего избыточного строить не нужно. Там сейчас разрабатывается план рекреационной деятельности, он фактически уже подготовлен, и туристическая деятельность будет осуществляться в соответствии с расчетной нагрузкой, которую определят ученые».

В этих «официальных» туристических центрах Виктор Григоров как раз предлагает активно заниматься новыми проектами при безусловном следовании экологическим стандартам. «Гранд Байкал» реализует такой проект на Южном Байкале. Основным инвестором является компания Эн+. «Идея в том, чтобы «закольцевать» Иркутск, Байкальский тракт, Листвянку, Байкальск – и по этому маршруту создать мощную туристическую инфраструктуру, которая не будет угрожать природе. Мы сможем показывать туристам Байкал, не нанося ему никакого ущерба», – отметил Виктор Григоров.

Уже разработаны туристические маршруты «Стихии Байкала», «Открой Байкал», «Лед Байкала» – туры из Иркутска в Листвянку, Байкальск, Танхой и обратно в Иркутск, позволяющие за несколько дней увидеть основные достопримечательности Южного Байкала, красоты озера, таежный лес. В рамках проекта такого «туристического кольца» уже построены или строятся, например, отели «Байкал Бизнес Центр», «Родина Grand Hotel & SPA», «Гранд Отель Родина», парк-отель «Бурдугуз», санаторий «Электра» и др.

Ядром, визитной карточкой туризма на Южном Байкале, по мнению Виктора Григорова, должен стать Байкальск – с вовлечением в туристические проекты местного населения и при нулевом воздействии на окружающую среду. В этом городе активно развивается круглогодичный курорт «Гора Соболиная». В конце года здесь будет сдана новая канатная дорога, первые горнолыжники смогут воспользоваться ею в январе. «Развиваем и летний пешеходный туризм – можно приезжать и любоваться Байкалом и улучшать здоровье. Ель, пихта, сосна, можжевельник, кедр в сочетании с особенной влажностью наделяют местный воздух уникальными оздоровительными свойствами – хоть пей его, хоть мойся им», – рассказал Виктор Григоров. Появится в городе и лыжный стадион для занятия беговыми лыжами зимой и пеших прогулок и велоспорта летом, добавил он.

Счастье чистой воды

На конференции были представлены и другие туристические проекты. Об одном из них – «Волшебном Байкале» – рассказал заместитель руководителя Агентства по туризму Иркутской области Роман Пичугин. В проект вошли две локации: ОЭЗ «Ворота Байкала» в Байкальске и туристская территория «Байкальская слобода» в Тальцах на Байкальском тракте. Предполагается, что к 2036 году «Волшебный Байкал» даст прирост туристов в размере 3 млн человек в год – это в полтора раза больше по сравнению с текущим турпотоком. По предварительным расчетам, будут введены 5,4 тыс. новых номеров в местах размещения.

Реализация проекта предполагает крупные вложения в инфраструктуру. Причем не только туристическую: планируется заниматься новыми дорогами и инженерными сетями, построить канализационный коллектор и причальные сооружения. Нынешние причалы в порту Байкал были возведены в самом начале XX века и давно устарели как технически, так и морально, отметил Роман Пичугин. Что касается туристических объектов, то в «Байкальской слободе» появится первый в Иркутской области аквапарк, яхтенная марина, фестивальная площадь для проведения событийных мероприятий, рыбацкая и ремесленная деревни, зимний каток, прокат снегоходов, лыжные и велотрассы, экотропы. А кластер в Байкальске предложит туристам и «Гору Соболиную», о которой рассказывалось выше, и другие различные локации – парки, экотропы, лыже-роллерные трассы и т.д.

Дорога на Байкал для многих туристов пролегает через Иркутск. Город сейчас переживает туристический бум. В областном центре проживает 606 тыс. человек, а количество приезжающих в город уже больше: в прошлом году – 685 тыс., в этом будет 750 тыс., рассказала председатель Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Татьяна Макарычева. Турпоток будет расти, нужно создавать для него условия. Для Иркутска важное направление – событийный туризм, отметила она. Так, зимой при поддержке компании Эн+ в городе провели проект «Счастье чистой воды», летом его повторили – с гастрофестивалем, спортивными соревнованиями, рекордным по количеству участников квиз-шоу. Проект занял первое место в финале премии Russian Event Awards, отметила Татьяна Макарычева.

К слову, туристический налог в 2025 году в городе решили не вводить. «Еще очень много неизвестных переменных, – пояснила глава профильного комитета. – Посоветовались с отраслью, решили, что 2025 год нужен на адаптацию и понимание ситуации. Турпоток растет, и не хотелось бы загубить это на корню. В 2025 году вернемся к этому вопросу, отработаем, как правильно его ввести, чтобы отрасль не ушла в тень. Любое вмешательство государства должно ограничиваться принципом «не навреди».

Бизнес берет инициативу на себя

Особую ответственность за судьбу Байкала несет работающий в регионе крупный бизнес. В этом плане выделяется позиция компании Эн+, которая уже много лет занимается темой сохранения экосистемы озера. Это, можно сказать, общепризнанный лидер и локомотив байкальской повестки: показательно, например, что деятельность Эн+ по изучению Байкала была отмечена в числе лучших подобных практик Национальным комитетом Десятилетия ООН по восстановлению экосистем, компания также представлена в экспертном совете комитета. В Эн+ такую вовлеченность в решение проблем Байкала объясняют тем, что ее ключевые активы – крупнейшие электростанции и металлургические заводы страны – расположены в Сибири, а Байкал является сердцем этого региона.

Директор по устойчивому развитию Эн+ Ирина Бахтина напомнила участникам конференции, как другие страны защищают свои природные территории. Так, в Хорватии национальный парк Плитвицкие озера еще в 2015 году внедрил программу по сокращению пластиковых отходов. Непал запретил пластиковые пакеты и поставил жесткие ограничения по ввозу пластиковой продукции на территории национального парка Читван. Такие страны, как Индия, Малави, Танзания запретили оборот ряда видов пластиковой упаковки на территории объектов ЮНЕСКО на государственном уровне, а начинали с ограничения ввоза и сбыта такой продукции.

«Для нас как для бизнеса важно иметь собственную долгосрочную проактивную стратегию по защите и сохранению Байкала для будущих поколений», – подчеркнула Ирина Бахтина. Один из элементов этой стратегии – создание широкого волонтерского движения. Компания с 2011 года проводит акцию «360» по очистке побережья Байкала. Кроме масштабных уборок и раздельного сбора отходов добровольцы строят экотропы, высаживают деревья, занимаются благоустройством туристической инфраструктуры, помогают особо охраняемым природным территориям.

Компания участвует в проектах по изучению и сохранению биоразнообразия эндемиков озера. С 2019 года Эн+ поддерживает научный экологический мониторинг Байкала. В рамках исследований проводится анализ содержания тяжелых металлов, токсинов, биогенных элементов в воде, оценка загрязнения пластиком и микропластиком. Цель – получить данные о том, какова реальная экологическая ситуация на Байкале.

Именно эта научная работа позволила установить основные угрозы экосистеме озера. Это, в частности, скрытое поступление азотсодержащих веществ с грунтовыми водами в акваторию Байкала в районе населенных пунктов. Загрязняющие вещества поступают и с нерегулируемыми сбросами с туристических судов. Причина – в отсутствии должного количества очистных сооружений. Еще одна проблема – поступления повышенных концентраций нитратов, нитритов, поверхностно-активных веществ, фенольных соединений с водами реки Селенга, которые формируются в водосборном бассейне начиная с территории Монголии. Наконец, крупнейшей угрозой является пластик и микропластик – пакеты, бутылки, другая полимерная упаковка, а также смывы после стирки синтетической одежды.

«Дикий туризм вносит свой негативный вклад в загрязнение акватории, – продолжила Ирина Бахтина. – Если туризм будет развиваться стихийно и бесконтрольно, если не будет системной работы в индустрии туризма и гостеприимства, если не обеспечить должную инфраструктуру – ситуация будет ухудшаться. Только по официальным данным на берегу озера расположены более 1,5 тыс. турбаз и гостиниц, многие из которых способствуют замусориванию территории, загрязнению озера, деградации экосистемы. Все вместе это ведет к обострению экологических проблем и потере привлекательности региона для туристов».

Эн+ была одним из инициаторов создания ассоциации «Байкал без пластика», объединившей усилия бизнеса, науки, некоммерческих организаций для защиты озера (см. «НГ» от 23.05.22). Кроме инициатив этой ассоциации, Ирина Бахтина также отметила предложения Российской гостиничной ассоциации по внедрению стандарта ответственного экотуризма, который включает принципы снижения образования отходов, их раздельного сбора и переработки, отказа от одноразовой посуды. «Прибайкальские регионы, учитывая возложенную на них ответственность за сохранение уникальной экосистемы, могут и должны стать примером для подражания как лидеры внедрения природоохранных практик в части развития экологичного туризма», – резюмировала она.

Без вреда природе

Как обратили внимание на конференции, на Байкале пока не хватает не то что экологичных средств размещения туристов, а вообще достаточного количества номеров. Заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров привел пример: недавно банк организовал в Иркутской области Всероссийский слет волонтеров и с трудом нашел места для 500 участников. Речь шла только об одном сегменте – эконом (волонтеры – народ неприхотливый), но, тем не менее, возникла проблема, и если бы не она, на слет могло бы поехать в разы большее количество участников.

Сбербанк своими кредитами поддерживает проекты в гостиничном бизнесе: в этом году профинансировал создание около 500 новых номеров в отелях и 4 модульных гостиниц на Байкале – это позволит обеспечить около 40 тыс. дополнительных туристов в год, сообщил Дмитрий Жоров. На следующий год обсуждаются проекты по созданию 1428 новых номеров и 5 модульных гостиниц еще для 140-150 тыс. человек. Этого недостаточно, ведь турпоток прирастет на миллионы человек. Но инвесторов отпугивают макроэкономические условия, ключевая ставка, отметил Дмитрий Жоров. К тому же на Байкале проекты менее рентабельны, чем, например, на черноморском побережье, где и туристический сезон длиннее, и срок окупаемости короче, добавил он. Поэтому, по его словам, без господдержки, программ субсидирования и льгот кредитовать будет сложно.

В свою очередь, Василий Сутула, директор Байкальского заповедника, расположенного в Бурятии, выступил горячим сторонником развития контролируемого туризма на заповедных территориях. По его словам, никакого вреда природе это не принесет. «Экологический туризм – очень эффективный инструмент для экологического просвещения и воспитания, – отметил он. – Он ведется на очень ограниченной территории, у нас это не более 3%. Мы проводим рекреационный мониторинг, а государственные инспектора смотрят, чтобы не было нарушений со стороны туристов. Если где-то на экотропе поселится филин – мы эту тропу закроем. Но экотропы нужны, они обеспечивают контроль. И это должны быть не козьи тропки – им нужно законом придать статус линейного инженерного объекта, как во многих зарубежных странах».

Подытоживая дискуссию, Ольга Санарова подчеркнула, что для сохранения Байкала и развития туризма необходимо объединить усилия всех сторон, и сформулировала несколько конкретных тезисов: «Необходима разработка четких стратегий для управления туристическими потоками с целью снижения нагрузки на экосистему. Важно создание инфраструктуры, соответствующей принципам устойчивого развития и экологическим стандартам, которые будут способствовать развитию туризма. Местное сообщество должно быть также активно вовлечено в процессы принятия решения по вопросам туризма, особенно в том, что касается запретов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *