Студентам объясняют, что уезжать из Белоруссии после получения образования им скорее всего не позволят несколько лет.
Фото с сайта www.bsu.by
1 октября в Белоруссии отмечается День учителя. Но торжественные мероприятия уже начались: в Минске лучшим учителям вручили награды и напомнили, что их цель – воспитывать патриотов. Оппозиционные эксперты отмечают, что сфера образования стала для действующей власти одним из главных приоритетов. Но при воспитании патриотов на одни моральные факторы не надеются. Белоруссия одна из немногих стран, где есть обязательная отработка для выпускников вузов, которые учились за счет бюджета. Теперь эту практику хотят распространить и на тех, кто оплачивает обучение.
В преддверии Дня учителя, который в Белоруссии отмечается 1 октября, в Белгосфилармонии прошло торжественное собрание и чествование лучших педагогов Минска. Министр образования Андрей Иванец вручал им нагрудные знаки «Отличник образования» и напутствовал их, давая правильную установку на дальнейшую работу. «Мы видим, насколько сегодня неспокоен мир, насколько серьезные вызовы стоят перед нашей страной и насколько это повышает нашу ответственность в миссии воспитания подрастающего поколения и будущих граждан нашей страны», – объяснил министр.
Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, в свою очередь, напомнил учителям, что главное, «чтобы пришедший в школу малыш получил знания, стал разбираться в жизни, был патриотом, был хорошо воспитан и стал опорой для своей родины». Чтобы педагоги имели правильные ориентиры в своей работе, недавно по учреждениям образования разослали рекомендации, как трактовать различные исторические события и оценивать их участников. Во все школьные предметы предписано включить компонент «воспитания патриотизма на принципах идеологии белорусского государства». Но разумеется, преобладающим этот компонент будет при изучении истории.
Например, учителям предлагается трактовать фигуру Кастуся Калиновского уже не как борца за права народа (советская версия) и не как белорусского патриота (версия оппозиции), а как человека, призывавшего к террору против российских властей и вовлекавшего белорусских крестьян в борьбу за польские интересы. Роль ближайших западных соседей вообще подается в контексте угнетения и даже геноцида.
Интернет-ресурсы приводят по этому поводу мнение кандидата педагогических наук, делегата Координационного совета оппозиции Светланы Мацкевич, которая обращает внимание на то, что за последние два месяца власти провели несколько масштабных совещаний, посвященных системе образования. «Образование рассматривается как сфера, где нужно закрепить так называемую моральную победу, завершить этап политического кризиса, поставить точку», – полагает эксперт.
Мацкевич уверена: «Власть методично и уверенно проводит линию разлома внутри гражданского общества, возводит свой железный занавес не столько территориально, сколько в сознании людей, закрепляет нормы и правила на подконтрольной территории».
Но не только идеологический фактор должен способствовать тому, чтобы учащиеся проявляли себя как подлинные патриоты, заботящиеся прежде всего о благе государства. Во время недавнего совещания у президента страны министр образования Андрей Иванец предложил ввести отработку после окончания обучения в вузе не только для бюджетников, как сейчас, но и для платников. Сейчас выпускники дневной формы обучения на бюджете должны трудиться по распределению в течение двух лет либо оплатить государству расходы, понесенные на их образование.
Однако, по словам министра, сейчас студент, обучающийся на платной основе, реально покрывает лишь 50–70% потраченной на него суммы. А потому Иванец считает: «…фактически у нас наполовину платное образование».
Но кроме этой инициативы патриотизм предполагается воспитывать и тем, что выпускники в течение нескольких лет не смогут покидать страну. Если они сами не осознают, что призваны отдать долг родине на рабочем месте, значит, нужно создать условия, чтобы подобное понимание у них появилось.
Президент Александр Лукашенко заявил: «Меня информируют о том, что самые-самые продвинутые, классные специалисты из страны уезжают. Более того, какая-то у нас система: закончил вуз, не отработал и ушел. Мы же обучаем и готовим в ссузах (среднеспециальных учебных заведениях. – «НГ»), вузах специалистов для себя». Кроме того, президент уверен, что надо увеличивать и сроки отработки. «Что такое два года – это, считайте, мы его обучали в вузе и еще через наставничество, через приобретаемый опыт два года обучаем на работе. В школе, допустим, если это учитель», – возмущается президент.
Советник Светланы Тихановской по вопросам молодежной политики Марго Ворихова заявила, что скорее всего выпускников будут посылать в наименее развитые регионы страны. «Если молодой человек сразу после университета вынужден ехать в условия нестабильные для него, не дающие развития, у него появляются депрессия, негативное психологическое состояние, убивается желание к развитию», – считает эксперт.
А вот Ян Рудик, представитель молодежной фракции в Координационном совете, предполагает, что в этой ситуации молодежь будет уезжать из Белоруссии в Россию. «В той же Москве, Санкт-Петербурге сохраняется больше демократических свобод. Там люди более свободно себя чувствуют. Качество образования также другое, больше возможностей», – полагает эксперт.