Иркутскую область на днях посетила делегация Совета Федерации во главе с первым заместителем председателя палаты Андреем Яцкиным. На выездном совещании сенаторы обсудили, как улучшить государственную поддержку развития Приангарья. Для более глубокого погружения в региональную проблематику парламентарии посетили несколько ключевых объектов, среди которых была Братская ГЭС. Сейчас по ее плотине идет транспортное движение, многократно превышающее проектную мощность. Сенаторы пообещали оказать содействие включению в Стратегию пространственного развития России проекта строительства мостовых переходов через Ангару для разгрузки плотины Братской ГЭС.
Братская ГЭС – третья по установленной мощности в России, этот показатель у нее составляет 4,5 ГВт, ежегодно она производит более 22 млрд кВт-ч электроэнергии. На станции установлено 18 гидроагрегатов. Владеющая станцией компания Эн+ в рамках своей инвестиционной программы проводит их модернизацию.
Помимо выработки чистой энергии, Братская ГЭС имеет и важное транспортное значение: по ее плотине идет движение как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Это участок федеральной автодороги А-331 «Вилюй» и Байкало-Амурской магистрали. Потоки интенсивные, особенно по железной дороге из-за роста торговли с азиатскими странами – в год по ней перевозят 180 млн т грузов. А автомобилей по плотине ежедневно проходит 28 тыс. при проектной мощности 3 тыс.
Темпы перевозок растут, в последние пять лет интенсивность движения выросла на 30%, что сказывается на аварийности и состоянии автодорожного полотна. При этом ближайший мост через Ангару находится в Иркутске, за сотни километров.
Как рассказал директор Эн+ Гидро Сергей Кузнецов, транспортные потоки создают существенную вибродинамическую нагрузку на плотину Братской ГЭС. Опасности это не представляет, потому что она построена с огромным запасом прочности. Главная проблема в логистике, пропускной способности – по словам Сергея Кузнецова, пробки возникают даже при нормальном движении.
«Транспортный поток необходимо уменьшать, и сопутствующим фактором является антитеррористическая защищенность, которую нужно обеспечивать, – подчеркнул Сергей Кузнецов. – По закону мы не можем пропускать через ГЭС автотранспорт более 3,5 т, но мы не можем этого делать, так как отсутствует альтернативный путь. Весь поток вынужденно идет через Братскую ГЭС. Та же ситуация с железнодорожным транспортом, объем грузов многократно превышает расчетные параметры. Нужно решать проблему этого бутылочного горлышка и снижать воздействие на ГЭС, чтобы станция и дальше вырабатывала зеленую энергию, не отвлекаясь на ремонты».
Для этого необходимо построить в Братске мост, связывающий два берега Ангары, и вывести на него транспортные потоки с плотины ГЭС. «Мы проводили уже не одно совещание с представителями Минтранса, РЖД, профильных ведомств, губернатором Иркутской области, – рассказал Андрей Яцкин. – Этот вопрос в повестке Совета Федерации. У нас нет готового решения – мы его ищем. Есть разные варианты, в сегодняшних условиях надо взвесить возможности федерального и регионального бюджетов, частных инвесторов».
По его словам, рассматриваются варианты мостовых переходов через реку Ангару в нижнем бьефе Братской ГЭС. По предварительным расчетам, протяженность автомобильного моста вместе с подходами составит более четырех километров. Кроме того, для подъезда к нему нужно построить два участка трассы А-331 «Вилюй» с развязками в двух уровнях.
«Вопрос строительства автомобильного и железнодорожного мостов через Ангару в нижнем бьефе Братской ГЭС важен, и решение его необходимо, – подчеркнул сенатор Андрей Чернышев. – Работа по вопросу строительства моста ведется на всех уровнях власти, и он был внесен в постановление, принятое по итогам Дней Иркутской области в Совете Федерации. Проект дорогостоящий и возможен при финансировании из федерального бюджета».
По словам Андрея Яцкина, при содействии Совета Федерации эти вопросы будут затронуты при рассмотрении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года и Стратегии пространственного развития России. «Мы будем использовать площадку Совета Федерации, Минтранса РФ и соответствующих структур дорожной отрасли, будем говорить об этом, приложим все усилия, чтобы максимально включиться в федеральные программы», – пообещал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.